Veloufa.ru

4 года назад
Зимники Байкала 2013. Часть 1. Подготовка

Всё началось в феврале 2012, когда я в компании с Рустамычем и Андреем Земляным решили скататься в многодневный, на 4 дня, велопоход со взятием вершины Иремеля. Авантюра. На вершину Иремеля мы не попали, протащились рядом. Но прошли маршрут 1кс с элементами вне всяких категорий более протяженный, чем предполагали – 257км. Температура ночью опускалась до -35 °С – очень холодно, но терпимо. Затянуло, понравилось. Маверик пошутил о нас, типа на следующие новогодние праздники готовьтесь в 2-ку. Забегая вперёд, скажу – подготовились и поехали.

Летом 2012 отменился планируемый велопоход в Фаны-Памир. Было как-то скучновато, а от скуки в голову прийти может всё что угодно. Пришло. Укоренилось и засвербило. Хочу на Байкал. Почитал отчеты – люди ездят, спят в обыкновенных палатках, со всеми пальцами домой возвращаются. Были сомнения, что хоть кто-то захочет составить компанию.
Как это случается при принятии решения, частенько есть ключевой момент, в данном случае им стал звонок Рустамычу.  Рустамыч стал первым участником похода, если бы не он, похода бы не было. Один на это я бы не решился. К сожалению, в последствии он поехать не смог. Далее закрутилось, к новому году группа была укомплектована.

Чем дольше шла подготовка к походу, тем больше идея превращалась в мечту, авантюра – в хорошо продуманный и подготовленный поход.

Группа
Мечта любого руководителя:

  • Стас (Авантюрист) – личность, кормчий всея ВелоУфа, предводитель, вдохновитель, путеводитель, замруководитель;
  • Шамиль (baclazhan) – всё придумал, подробностями не делился, вынуждены были брать, руководитель.
  • Камиль (MFD) –   тролль, имеет родственников даже в нежилой деревне, суперспособность – не замерзает, реммастер;
  • Султан (Rudoi) – биоробот, секретная разработка китайских спецслужб, внешне не отличим от Homo sapiens, медик, штурман;
  • Ильнур (Oposum) – неутомимый (по крайней мере не сознаётся) руководитель походов вплоть до 5кс, завхоз;
  • Ваня (Улитка на склоне) – серьёзен, любит готовить, дежурить, ставить и убирать палатку, видимо, не любит спать и отдыхать, фотограф;
По списку слева направо

На фото слева направо

О маршруте и сроках
Поход планировался на 3 недели, включая 7 дней на жд заброску/выброску, и запасные. Для меня было принципиально проехать хотя бы часть именно зимой. Оптимальным стало совместить в одном отпуске февральские и мартовские праздники, таким образом вырисовались сроки с 22.02.2013 по 13.03.2013. Вроде бы и зимний велопоход, но может будет и по-весеннему тепло.

С севера от Байкала проходит БАМ, с юга –  Транссиб. Логично прокладывать маршрут меж этих сибирскиих жд магистралей. Наметилось два варианта:

  • Проехать часть по суше с Нового Уояна до деревни Кумора и после углубиться в неизвестность – 110 зимник, который при удачном положении звёзд через перевалы Северомуйского и Баргузинского хребтов выведет в долину реки Баргузин. Пересечь Байкал в районе Ольхона и далее двигаться докуда нас хватит в сторону Листвянки вдоль берега по льду. (по этой части зимник не проложен, но была информация, что как раз там мы встретим прекрасный голый лёд Байкала). Преимущества – разнообразие природы, ландшафтов, прохождение легендарного зимника. Недостаток – успешное прохождение чрезвычайно зависимо от положения звёзд.
  • Пересечь Байкал вдоль, с севера на юг, от Северобайкальска до Слюдянки. Выехать на лёд в первый день и покинуть его в последний. Преимущества –  идеален для зимнего велотуризма, проходим исключительно зимой, даёт возможность полноценно ознакомиться с Байкалом, прибрежными красотами. Недостаток – однообразно.

Возможность прохождения каждого была под вопросом. Единственное упоминание на просторах интернета о зимнем прохождении 110-го было найдено в отчете Ильи Гуревича Экспедиция “Трансбайкал 2001”. На основе именно этого отчета был спланирован первый вариант. Со времени того похода прошло 12 лет и многое могло измениться. Вопрос, ездят ли там сейчас автомобили, не давал мне жить спокойно. Часть 110-го зимника проходит по Джергинскому заповеднику. Цитата с форума, после связи с Джергинским:

Дозвонился до начальника охраны Джергинского заповедника, сейчас у них -48 градусов. Недавно в сторону Куморы по 110 зимнику прошли камаз и урал, зимник используется преимущественно частными лицами, телефон водителя камаза у меня есть. Трафик примерно 5 машин в месяц. Снега на текущий момент немного 15-20см. В конце февраля-марте как правило сильно не сыпет. Обещают, что к февралю морозы отпустят, будет до -30 и то ночью.  Для транзитного проезда по заповеднику необходимо предварительно написать заявление на имя директора(Стас) – оформят пропуска, пугают составлением протокола и ненужными проблемами. По месту придётся заплатить по 250р с носа за сутки нахождения в заповеднике.

Ездят!!! Это чудесное известие определило основной вариант маршрута. Температура несколько смущала.

По прочтении отчета Ильи Гуревича, складывается впечатление, что раньше машины проезжали там чуть ли не каждый день, печальная тенденция показывает, что зимник скоро будет велопроезжаем исключительно летом.

История 110-го зимника

Зима 1974-1975 года выдалась необычно теплой. В результате дороги по льду Байкала не было, и БАМ оставался без снабжения. Срочно была необходима наземная дорога, соединяющая “материк” и “стройку века”. Было предложено 4 проекта, из них был принят один – Баргузинский. Задание по строительству этой дороги было возложено на СМП-572 треста “Востоксибтрансстрой”, подключены мехколонны №№ 139, 140, 160, взрывники и основная ударная мощь – Комсомольско–молодежная бригада ИССО под руководством Эдуарда Абнера. Дорога изначально проектировалась как временная, ее задачей было только перебросить грузы до Уояна. 1 февраля 1975 года дорога заработала. Слова участника строительства: “В зиму 1974-75 годов накал работы на трассе превзошел, на мой взгляд, все мыслимые пределы. Работа кипела день и ночь”. “Ледовая дорога по Байкалу подвела”, – вспоминает главный инженер автобазы СМП-572 Анатолий Данилович Анисимов, – “а наши водители в любую погоду, в любое время суток мчались по новой трассе, спеша доставить грузы строителям БАМа из Таловки в Уоян…” В день на маршрут выходило до 80 грузовиков. Летели по этому зимнику “Уралы”, “Магирусы” и “КамАЗы”, перевозя грузы для стройки века. После окончания строительства БАМа дорога стала ненужной. Какое-то время она использовалась как автозимник – болота и мелкие реки замерзают, камни и колеи засыпает снегом. Зимой дорога становилась проходимой даже для некрупных полноприводных автомобилей типа “Нива”. Разрушение мостов через Баргузин затруднило движение окончательно. Постепенно дорога превратилась в направление и стала обрастать легендами.

Описание Куморского(110-го) зимника с Велопитера

Зимник связывает Баргузинскую долину с Новым Уояном, пересекая Баргузинский хребет. От Уояна идет первые 60 км всесезонная дорога, затем переходит в зимник. Проезжаем зимник только для велосипедов и специально подготовленных Уралов, которые некоторые подъемы проходят на жесткой сцепке (очень круто и скользко). Собственно зимник – две накатанные глубокие колеи. Легковая машина не проходит, джип, скорее всего тоже нет. Глубина колеи под высоко сидящий Урал. Идет по перевалам: Срамной, Озерный, Умхейскому, другим. На спуске с Озерного есть зимовье. При спуске в Баргузинскую долину стоит КПП заповедника, через который эта дорога проходит. Соответственно с каждой машины берут штраф. Вообще этот зимник появился во времена строительства БАМа, когда требовалась дорога, для подвоза материалов с юга Бурятии. От того времени стоят руины мостов

Основная нитка маршрута:
н.п. Новый Уоян – н.п. Кумора – пер.Срамной – пер Озерный – пер.Рухловский – пер. Ловактон – пер.Умхейский – Умхейские горячие источники – н.п. Улюнхан – н.п. Алла – н.п. Сахули – н.п. Курумкан – – н.п.  Усть Баргузин – о. Ольхон – н.п Хужир – н.п. Сарма
Итого: 646км

По зимнику ездят слишком редко, и можно было не пройти маршрут с вполне осязаемой вероятностью. На случай неудачи был разработан запасной вариант. Не хотелось верить, что придётся им воспользоваться, но еще хуже было бы принимать решение куда теперь ехать по месту. В случае отсутствия хорошо накатанной колеи по 110-му мы должны были вернуться в Новый Уоян, сесть на электричку до Северобайкальска и начать новый маршрут по Чивыркуйскому зимнику.
г. Северобайкальск – Чивырукуйский зимник – н.п.Усть Баргузин – о. Ольхон – н.п.Сахюрта(МРС) – н.п.Бугульдейка – н.п.Листвянка
Итого с учетом возврата: 740км

Описание Чивыркуйского зимника с Велопитера

Зимник идет по Байкалу от Северобайкальска до Усть Баргузина, где выходит на берег. Движение не очень интенсивное, несколько машин в день, иногда меньше. На Зимнике иногда бывают трещины, через которые набрасывают деревянные мостки, а иногда машинам приходится ждать, пока трещина схватится. Альтернативных дорог в регионе практически нет, за исключением Куморского(110-го) зимника. Зимник вполне проезжаем на велосипеде и легковой машине, правда иногда его засыпает снегом, глубоким для велосипеда, но не проблемным для автомобиля.

Голубым – основной вариант, красным – запасной.

О снаряжении
1. Собственно снаряжение:
Каким будет поход определял тип палатки. Либо таскать тяжелую тёплую палатку с печкой весом 12,5 кг, либо легкую 5 кг, либо недосыпать от того, что по ночам дежурим у печки, либо от холода. Воодушевлённый своим успешным иремельским опытом первоначально планировал ночевать «на холодную». Далее приведу ряд “за” и “против”:

  • зимняя палатка тяжёлая, тащить её на маленькую группу невыгодно, итак выходит много общественного снаряжения. Такой перевес может привести к ненужным поломкам, особенно ненужным зимой, когда даже запиновать цепь становится испытанием;
  • зимняя палатка предполагает необходимость вечерней заготовки дров, увеличивает время организации и сбора бивака;
  • для установки зимней палатки необходимо изготовить каркас;
  • у зимней палатки ввиду конструктивных особенностей плохая ветроустойчивость, хотя в этом меня разубедили;
  • в зимней палатке тепло, можно сушить обувь, спальники;
  • необходимо дежурить, но зато за ночь набираются полные термосы чая на следующий день;
  • c холодной палаткой сильно понижается безопасность, в критической ситуации можно замёрзнуть, совсем.

Последний довод был самым весомым. Тёплую зимнюю палатку используют как правило туристы-лыжники, у них еще лыжи с собой бывают, последние и служат для этой палатки каркасом. Сознаюсь, мысль взять лыжи посещала, но разум возобладал. Совместными усилиями придумался каркас весом около килограмма, для установки оттяжек на голом льду взяли рыбацкими ввертыши. Итого вес палатки, печки, каркаса, ввертышей составил 14 кг. Каркас так же успешно использовался в качестве флагштока.

Палатка в сборе

Палатка в сборе

Ниже короткий список того, что специфичного именно для этого велопохода было взято с собой:

  • синтетические спальники с температурой комфорта по паспорту примерно -20;
  • групповой конденсатник. Устилает пол палатки и накрывает все спальники. Переводит точку замерзания конденсата со спальников на себя, обеспечивает дополнительный тепловой барьер. В нашем случае был в виде двух одеял 2х3,5 м из стёганного синтепона;
  • две пенки на человека;
  • веревка 40 м для спасения провалившихся под лёд, два карабина, ледобур;
  • GPS-треккер (спасибо Ерастову Алексею) – очень полезная вещь. Позволяет следить за передвижением группы с компьютера, есть возможность подачи сигнала SOS  в критической ситуации;
  • мультитопливная горелка MSR XGK (спасибо Безрукову Андрею). Взяли только одну, так как большая часть маршрута предполагалась в лесной зоне. Надо было брать две, об этом позже;
  • термосы из расчета по литру на человека(этого оказалось мало);
  • костровая сетка и тросик.

2. Одежда
Кроме того, что ставят палатку на лыжи, туристы-лыжники известны тем, что обладают неимоверным опытом в части снаряжения для перемещения в холодное время года, этим опытом мы успешно воспользовались. Упрощенно комплект одежды среднего участника байкальского похода выглядел так:

  • валенки или кожаные горные ботинки без утеплителя и две пары термоносков, в обоих случая в бахилах.

Горные ботинки были взяты из соображений возможности высушить при ночевке с печкой. В валенках были сомнения, но тренировочные походы их развеяли. Валенки выбрали я и Султан, у остальных периодически ноги в походе мёрзли. Также лайфхак – спать в валенках на порядок теплее.

  • велосипедный шлем, балаклава, толстый бафф, горнолыжная маска, полностью закрывающие лицо;
  • тёплое термобельё или изотермик, тёплая флиска, не продуваемый анорак и штаны из плотной ткани типа кордуры/авизента, пуховая куртка;
  • тёплые флисовые перчатки, верхонки.
Правильно одетый зимний турист

Правильно одетый зимний турист, каркас палатки в роли флагштока

Я вместо верхонок взял погги – такая забугорная причуда, по сути своей верхонки, надевающиеся на руль велосипеда, охватывающие все элементы управления. Удобство состоит в возможности в любой момент без лишних действий вытащить руку в перчатке для мелких манипуляций. Показали себя не с лучшей стороны, временами приходилось вдобавок надевать варежки. Вся одежда выбиралась таким образом, чтобы эффективно отводить влагу, за исключением пуховки, которую планировалось надевать, когда потеть уже перестанем.

3. Велосипед
Лёд Байкала такой же скользкий, как скажем свежезалитый ледовый каток, тем кто не пробовал кататься по катку на велосипеде – очень рекомендую, естественно в шлеме и лучше в защите (последнее может излишне, но когда кто-то по моей рекомендации сломает руку, я буду переживать). В общем скользкий и перемещаться по Байкалу на нешипованной резине если и возможно, то небезопасно и неэффективно. В итоге все закупились шипованными покрышками. К слову, встречается два типа шипов – острые конусообразные и цилиндрические, первые держали значительно лучше. Стас и Иван не ограничились покрышками и зашиповали себе ботинки, пригодилось.

Шиповка ботинок

Шиповка ботинок

Ильнур смастерил зимний вариант контактных педалей на основе креплений для лыж. Работало, и, что очень важно, нивелировало основную проблему “контактов” зимой – не промораживало ступню.

Одна из неисправностей, нередко случающаяся с велосипедом зимой – замерзающая трещетка. В одном из подготовительных зимних пвд, мне пришлось впервые столкнуться с этим.  При температуре порядка -25 градусов лапки трещетки примёрзли к барабану, педали крутились лихо, но без видимого эффекта.  Никакие меры по реанимации – отогревание горелкой, выдерживание трещетки в керосине, не привели к успеху. Выходом стало примотать кассету к спицам стальной проволокой. Ездить так можно,  но не нужно. Причиной замерзания трещетки служит либо попавшая в трещеточный узел влага, что маловероятно, либо загустевшая от времени и холода смазка. Решение: теоретически – разбор и чистка трещетки. При не разборной– замена, теоретически,  трещётки, а скорее всей задней втулки целиком. Чтобы не отморозить себя ничего не лишнего, сёдла велосипедов утеплили, кто флисовыми, а кто шерстяными чехлами.

В остальном велосипеды не отличались от летней комплектации. Были советы разбавлять смазку подшипников керосином, дабы она не загустевала на морозе, но колёса и без того крутились на ура.

4. Питание
В целом не отличалось от летнего. Единственно – влага в продуктах замерзает, стоит уделить этому особое внимание. Вместо хлеба взяли сухари. Сухофрукты и печеньки выбирали особо сухие. Для питья взяли в суммарном объеме 6 литров термосов.

Подготовка:
Готовился всерьёз, как технически, так и физически. Бегал, ходил в бассейн, ездил в вело пвд чаще, чем летом. На новогодние праздники провели тренировку – поехали в поход 2кс с пересечением по льду Павловского водохранилища – условия приближенные к тому, что ждёт на Байкале. С погодой, поход, как это водится, согласовать забыли. Неделю до старта шел снег, к моменту выхода на маршрут он так и не прекратился.  По Павловскому водохранилищу проложен зимник, единственная надежда была на него. Он нас не подвёл – с трудом, но ехать было возможно. Колесо проворачивалось на старте, вихляло на свежеприсыпанном снегом льду, велосипед то и дело утыкался в край слабо наезженной колеи. В итоге из запланированных 370 км прошли только 90. Большая часть группы заболела и слегла с температурой 39, с маршрута снялись. Тяжело в ученье, но неудачи на тренировке – это плюсы в готовность к маршруту. Основным результатом тренировки стало сокращение байкальского маршрута, ранее он планировался до Листвянки.

Для повышения общего уровня безопасности похода был предпринят ряд мер:

  • Была изучена информация о льду Байкала, обозначены самые опасные с ледовой точки зрения участки на маршруте. Наибольшую опасность представлял лёд в районе пролива Ольхонские ворота – там из-за сильных течений возникает множество трещин и пропарин. Так же небезопасны все устья рек, где ледообразование происходит нестабильно, прибрежная территория у выдающихся в воду скальных мысов, где отражение солнечного тепла от скальной поверхности может привести к преждевременному таянию льда.

О байкальском льду из книги академика Галазия Г. И. Байкал в вопросах и ответах

  • Когда замерзает озеро? В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь в конце октября льдом покрываются заливы. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются больше колебания. Известны случаи замерзания озера в Лиственич-ном, например, в начале февраля (1899, 1932, 1952, 1959 гг.). При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае — июне происходит также около месяца и больше. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше и на столько же позднее вскрывается.
  • Замерзает ли весь Байкал? Байкал замерзает целиком, кроме небольшого в 15— 20 км протяженностью участка, находящегося в истоке Ангары. Этот участок не замерзает потому, что в Ангару из Байкала втягиваются водные массы не с самой ого поверхности, а с некоторой глубины, на которой температура воды всегда выше точки замерзания (выше 0°С). Поэтому в истоке Ангары даже при самых сильных морозах температура воды на несколько десятых долей градуса выше нуля. Требуется некоторое время для того, чтобы хорошо перемешиваемая течением реки она охладилась до нуля градусов. За это время водные массы, оставаясь незамерзающими, успевают сплыть вниз по течению Ангары на расстояние 15—20 км. В южной части Байкал покрыт льдом 4—4,5 месяца, в северной — б—6,5 месяца
  • Что такое становые щели? Это температурные швы в ледяном покрове. При колебаниях температуры воздуха лед расширяется или сжимается, образуя трещины или торосы. Становые щели возникают после замерзания озера и представляют собой сквозные трещины во льду. В разные годы их местоположение относительно постоянно: они обычно тянутся вдоль берега по – кратчайшей прямой между соседними его выступами, мысами, расчленяя ледовый покров на ледяные поля до 10—30 км в поперечнике. Линейное расширение или сужение льда при изменении его температуры на 1°С составляет 70 мм на 1 км льда. Колебания температуры воздуха иногда достигают 20—30°С в сутки. Таким образом, при ширине Байкала в районе Лиственичного — Танхой в 40 км и перепаде температуры только в 10°С, суммарная ширина щелей составляет 28 м. Но так как лед покрыт снегом неравномерно, а, следовательно, охлаждение или нагревание отдельных ледяных полей также неравномерно, то трещины образуют очень сложную и сильно разветвленную сеть различной длины: от десятков до сотен и более метров. Щели живут или дышат, то есть их ширина меняется в течение суток. Самая большая ширина становых щелей в одном месте около 4 м. Но чаще всего они бывают шириной от 0,5 до 1 — 2 м. Преодолевают их с помощью специальных трапов из толстых двух-трехдюймовых досок или из бревен с дощатым настилом, уложенных поперек щелей.
  • Что такое торосы? Нагромождения обломков льда вдоль становых щелей или сквозных трещин. При повышении температуры и сужении щелей лед выдавливается на поверхность и создает торосы. Так как расширение и сужение повторяется, то торосы вдоль щели образуют ярко выраженный ледяной вал. Высота торосов обычно сравнительно не велика— до 1 — 1,5 м. Но иногда они могут достигать 10 — 12 м. Время образования торосов определяют по толщине льдин, из которых они образованы. Из топких льдин торосы образуются в начале ледостава, а из толстых — обычно весной, когда увеличиваются суточные перепады температуры воздуха и начинается прогрев льда весенними лучами солнца
  • Что такое пропарины и чем они вызываются? На Байкале поток тепла из воды ко льду весьма неравномерен, поэтому толщина льда также неравномерна. Лед топкий там, где поток тепла так велик, что даже при сильных морозах вызывает подтаивание льда. Эти места, где образуются полыньи или лед значительно утончается, и называются пропаринами, или ключами. Пропарины на Байкале образуются, по В. М. Сокольникову, от пяти причин: от газов, поднимающихся со дна и увлекающих за собой более теплую воду; течений, подносящих теплую воду; термальных вод; ключевых вод; тепла речных вод в приустьевых участках. Из года в год пропарины встречаются в придельтовых участках pp. Селенги, В. Ангары, в Баргузинском и Чивыркуйском заливах, над Академическим хребтом, в районе Ушканьих островов и т. д. При езде по Байкалу на автомашинах, мотоциклах или в туристических походах нужно быть очень осторожным. Районы, где бывают пропарины, лучше обходить либо по суше, либо удаляясь в море па несколько километров. Передвигаться в районах, где возможны пропарины, следует с проводником, хорошо знакомым с местами их образования.
  • Как обнаружить пропарины? Открытые пропарипы — полыньи — видно на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Но чаще пропарины бывают скрытыми тонкой коркой льда, а после снегопада и припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны – выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно видеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Пропарины видны па аэроснимках и снимках из космоса в инфракрасном свете.
  • Что такое полынья? В отличие от пропарин, которые чаще покрыты ледяной коркой, полыньи — это участки с открытой водной поверхностью среди ледяного покрова. Полыньи почти ежегодно встречаются у мысов Большой и Малый Кадильный, в проливе Ольхонские Ворота, в прорве, соединяющей Посольский сор с озером и др.
  • Что означают одиночные вешки или вмороженные молодые деревца на льду Байкала? Вешками на льду местные жители обозначают места пропарин в наиболее часто посещаемых
    районах. Но пропарины, к сожалению, бывают и в безлюдных, удаленных от населенных пунктов районах. Там опознавательные знаки встречаются редко.
  • Почему у крутых берегов лед тает раньше, чем у пологих? Крутые, особенно скалистые берега отражают тепловое солнечное излучение, которое ускоряет таяние льда. Кроме того, на ледяном покрове таких берегов скапливаются выносимые с побережья минеральные пылевые частицы грунта. Более темные, они больше поглощают тепла, нагреваются и также ускоряют таяние льда.

  • Очень кстати Тимуром Мурсалимовым и Владимиром Штиновым был проведён семинар “Тонкий лёд”. В ходе семинара были отработаны действия на случай попадания участников в воду. Казалось бы – смоделированная ситуация далека от реальной, но в то же время это опыт, который сложно переоценить.
  • Для повышения своих шансов на успешное возвращение в случае печальных неожиданностей, загодя зарегистрировали маршрут в Байкальском ПСО и ПСО Бурятии. Информацию о том, что мы собираемся ездить зимой по Сибири на велосипедах непонятно где, сотрудники МЧС восприняли спокойно, лишь попросили скинуть необходимые для контроля за нашим перемещением данные и поинтересовались о наличии спутникового телефона.

Регистрация походов в ПСО МЧС, телефоны

Зарегистрировать поход в ПСО МЧС несложно – достаточно позвонить в приёмную(номера приведу ниже). В то же время это повысит шансы на благополучное завершение похода. Там вас  попросят прислать график прохождения маршрута, точки и время выхода на связь, контактные телефоны связующих лиц. Правильно оформленная маршрутная книжка, кстати, сразу снимет у МЧС все вопросы.
ПСО Бурятии: 8(3012)23-03-55
Байкальский ПСО: 8(3012)55-11-12

И под конец отмечу – в ходе всей подготовки и даже во время заброски мы неусыпно следили за погодой на Байкале. Нам везло, к моменту выхода на маршрут снежно-ледовая обстановка благоприятствовала: лёд – крепок, осадки давно не выпадали, температуру обещали не сильно ниже -30…

Со следующей части отчета начинается описание активной стадии похода, 110 зимник ждёт!

to be continued.. (здесь появится ссылка на следующую часть)

Полезные линки:

Фото: Пьяных Иван, Сырыгин Станислав
Отчет: Нурыев Шамиль

 

comments powered by HyperComments

Uralla
2013-12-26 14:34:42
Начало покладено! Шома - молодец! :)
Avanturist
2013-12-20 19:38:51
Супер начало ))) Очень повеселило описание участников, не понимаю что такое "кормчий", правда, ну ладно ))) В конце немного скомкано как будто, и нет пояснения, как заявлять маршрут в МЧС, может номер телефона и т.п. Ну и стоит наверное как-то анонсировать, что ожидается далее, вкратце какие там приключения пара слов буквально. А так, Шома, ты меня приятно удивил качественным текстом, приятно читать и вспоминать ))
baclazhan
2013-12-20 20:35:33
Анонсировать ничего не буду - последние слова что надо. Единственно можно добавить что-то типа to be continued... Скомкана подготовка, это да, недосвязал. Про МЧС тоже думал добавить, но сразу как-то телефоны не нагуглились. В дедлайн надо было уложиться. Добавлю. Рад приятно удивлять, спасибо. )
Ильнур
2013-12-20 21:55:56
Шома, ты всё-таки нашел время и начал писать про наш Байкал! Зачет и уважуха!! Так приятно почитать и вспоминать и самое главное знакомым теперь можно дать ссылку, чтоб посмотрели с фотками :) Где написано: =Проехать часть по суше с Нового Уояна до деревни Кумора и после углубиться в неизвестность – 110 зимник, который при удачном положении звёзд выведет в долину реки Баргузин= может уточнить что это горная часть маршрута, ато со стороны кажется что просто по долине :)
baclazhan
2013-12-20 22:45:47
спасибо, Ильнур, внёс ясность в этот момент )