Veloufa.ru

4 года назад
Юрюзанская пленница

Маршрут: с. Ассы – д. Бриш – с. Искушта – с. Мулдакаево – с. Бедярыш – пос. Лемеза – г. Катав-Ивановск – г. Юрюзань – пос. Вязовая – с. Тюбеляс – с. Минка – с. Малояз – с. Илек – с. Муратовка – с. Ерал – ст. Симская – г. Миньяр – г. Аша

Сроки: 1-5 мая 2013 г.
Протяженность маршрута: 290,8 км
Суммарный набор высоты: 3009 м

Участники:

    • Евгений Уханов (edges7)
    • Денис Байназаров (dentwon)
    • Владимир Савельев (Oxidize)
    • Алина Аипова (Alinenok)

День 1. с. Ассы – д. Бриш – с. Искушта – стоянка на р. Бедярыш в 5 км после с. Искушты (километраж – 30,16 км)

Пасмурное утро чуть не началось с гонки за электричкой. С группой договорились встретиться в 8:00 на привокзальной площади. Время на часах показывало без пятнадцати восемь. От меня до вокзала в спокойном темпе добираться минут 25-30. По плану я должен был выехать еще 20 минут назад. Нервно поглядывая на часы, наверное, каждые секунд 20-30, ожидал Вову почему-то решившему ехать с Дока на ж/д вокзал через весь город, а не закинуться в электричку где-нибудь в Черниковке. Уже рисуя себе в воображении картину уносящегося перед нами вдаль последнего вагона электрички, наконец-то его увидел. Вроде успеваем, но нужно гнать. Помчались. На вокзал прибыли минут за 10 до отправления. По прибытии сразу же позвонил Денису для того, чтобы уточнить платформу и номер вагона, где они уже, судя по времени, должны были разместиться с Алиной. Получив всю необходимую информацию, не снимая рюкзаки с велосипедов, помчались через подземный переход, где и были остановлены контроллерами, потребовавших с нас билеты за проезд, которых у нас, конечно же, не было. Потратив еще минут 5-6 на покупку билетов, буквально за 3 минуты до отправления влетели в тамбур электрички. Денис с Алиной разместились вместе с рюкзаками и велосипедами прямо в тамбуре, т.к. свободных мест уже не было, даже не смотря на специально выделенные к праздникам дополнительные вагоны. Братства туристов-водников и «маевщиков» основательно оккупировали все свободные места еще в Черниковке. В перспективе нам предстояла 3-часовая поездка в тамбуре электрички со всеми вытекающими из этого «удобствами». На часах 8:27. Все в сборе. Двери за нами захлопнулись. Представление началось. Поехали.
Для того чтобы сильно не загораживать проход решили разместить велосипеды и рюкзаки в двух соседних тамбурах. Алина, вскоре изможденная табачным дымом, исходящего от бесконечного потока курильщиков, после Карламана каким-то чудом нашла себе свободное место в вагоне. Мы же с Денисом всю дорогу весело проболтали на разные темы, изредка прерываемые громкими спорами и разговорами, выходивших покурить в тамбур. Особо запомнился один товарищ, расспросивший нас про маршрут. После недолгих объяснений, он с большими от удивления глазами, посмотрев на нас словно на прокаженных, лишь промолвил следующее: «Да вы чё… Да вы не проедете… Возвращайтесь назад».
Пасмурное утро быстро превратилось в дождливое. Практически всю дорогу мы с грустью смотрели то на шедший за окном дождь, то на небо, безнадежно затянутое тяжелыми свинцовыми тучами. Надев еще в вагоне дождевики, без десяти двенадцать мы под дождем выгружались из электрички на станции в Ассах. Здесь же прямо на платформе под навесом решили устроить перекус, а заодно, если повезет то и, возможно, переждать ненастную погоду. Небольшие просветы на небе давали надежду, но ей, к сожалению, не суждено было сбыться.

с. Ассы. Точка стартас. Ассы. Точка старта

          В 13:00 под неослабевающим дождем отправились в путь в сторону Бриша. Асфальт возле Ассов быстро превратился в гравийку. Через 2 км после точки старта начался подъем на перевал. Набрав 190 метров высоты, остановились на вершине перевала немного передохнуть и перевести дух. Длина подъема составила 2,55 км. Сразу же в начале подъема бросился в глаза брошенный в кювете фургон марки Renault. «Наверное, все же это не такая скучная дорога, как кажется на первый взгляд» – подумалось.

Подъем на перевал после Ассов Подъем на перевал после Ассов
Подъем на перевал после Ассов

 

Слегка передохнув на вершине перевала, отправились на спуск, который идет до самого Бриша. Вова укатил первым, за ним – Денис. Я, немного задержавшись на вершине, отправился вниз третьим. Набрав скорость на спуске, увидел вдалеке остановившегося Дениса, а рядом с ним трех местных жителей, с молчаливым неподдельным интересом рассматривавших его велосипед. Оказалось, что у Дениса сломался багажник. И это всего в 6 километрах от точки старта. Отличное начало! До Бриша оставалось метров 300-400. Нас уже успела догнать Алина, отправившаяся на спуск последней. Заниматься ремонтными работами на открытой местности под дождем и пронизывающим ветром показалось нам малоприятной затеей. Поэтому в первую очередь решили добраться до самой деревни и поискать там какой-нибудь навес от дождя. Денис, взвалив рюкзак на сидение велосипеда, прогулялся пешком до Бриша. Да и мы, несмотря на спуск, со скоростью пешехода поехали рядом. Оказавшись в деревне, и оглядевшись вокруг – не обнаружили не первый взгляд никаких мест, где можно было бы укрыться от ненастной погоды. Решили больше не тратить времени на поиски – остановились на небольшой полянке, не смотря на дождь и ветер. Хотя, как выяснилось позже – в 150-200 метрах впереди от нас была автобусная остановка. Но и она в итоге оказалась малопригодной для стоянки.
Расположившись на полянке – занялись багажником. В результате оказались погнуты оба крепления стоек багажника, которые в нижней части крепятся к верхним перьям рамы велосипеда, а в верхней – к самим стойкам багажника. Каждое из креплений имеет резьбовые отверстия под болты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Таким образом, можно регулировать высоту багажника. Для велосипедов с 29-дюймовыми колесами, обладателем, которого и является Денис, единственный вариант прикрепить такой багажник – это соединить стойки и крепления через самые верхние резьбовые отверстия, тем самым получив максимальную длину стойки. Иначе в лучшем случае багажник будет задевать колесо, в худшем – его невозможно будет установить. Оба крепления погнулись в верхней части. Проблема была решена следующим образом: у Алины точно такой же багажник с точно такими же креплениями. Но стойки прикручены к креплениям через одно из средних резьбовых отверстий. Т.е. верхние отверстия не задействованы. Поэтому оба крепления были сняты с ее велосипеда и поставлены Денису. Крепления с велосипеда Дениса были переломлены в местах их сгиба и таким образом в слегка укороченном варианте (это было не критично) с успехом установлены на велосипед Алины. Вот таким достаточно простым образом проблема была решена. Но все отметили ненадежность таких креплений под нагрузкой. В связи, с чем было выдвинуто предположение о возможной подобной проблеме в будущем, которая и случилась на следующий же день, и решалась уже другими способами, т.к. точно таких же багажников с точно такими же креплениями больше ни у кого в группе не было. Но об этом, естественно, чуть позже.

Ремонтные работы в д. Бриш Погнутые крепления багажника
Ремонтные работы в д. Бриш

 

Решив проблему с багажником, отправились дальше по направлению к Искуште. Время уже было около четырех часов дня. Сразу же за Бришом начался очередной подъем. На этот раз менее чувствительный: на 4,25 км пути набор высоты составил 207 м. После подъема устроили 20 минутный перекус, остановившись на небольшой полянке рядом с дорогой. Полянка оказалась слегка заболоченной. Но вряд ли в такую погоду можно было бы найти что-то лучшее. Дождь разной интенсивности все продолжал лить, практически не останавливаясь ни на минуту. Небо по-прежнему было затянуто тучами.
17:07. Отправились дальше по направлению к Искуште. Рельеф более-менее выровнялся и начал представлять собой череду небольших малозаметных спусков и подъемов. Ну а ближе к Искуште нас ожидал довольно продолжительный пологий спуск. На дороге практически не было машин, за исключением двух обогнавших нас Уралов, которые везли туристов-водников с уже накаченными катамаранами в кузове в сторону Искушты.

Между д. Бриш и с. Искушта Между д. Бриш и с. Искушта
Между д. Бриш и с. Искушта

 

После Искушты на мосту через одноименную речку сделали небольшую остановку. Покатили дальше. Недалеко от поворота на Мулдакаево, нас немного позабавил один из местных жителей, в нетрезвом виде несшийся навстречу нам на автомобиле без регистрационного номера. Резко остановившись рядом с нами, неожиданно предложил приобрести у нас велосипед за 60 рублей. Мы же в свою очередь в шутку предложили обменять велосипед на его автомобиль. Немного поговорив «о жизни» и вдоволь посмеявшись, разъехались в разные стороны.
День клонился к вечеру, и пора уже было начинать искать стоянку для ночевки. Довольное интересное место для стоянки есть на полянке в районе слияния рек Лемеза и Бедярыш. Сама поляна окружена лесным массивом и находится в четырех километрах от Искушты. Отправились туда. К сожалению, в силу непрекращающихся дождей, и не до конца растаявшего снега, местность оказалась заболоченной. И чем ближе к реке, тем больше воды. Местами вода на поляне достигала 10-15 см глубиной. Поэтому решили разбить лагерь в этом же лесном массиве не далеко от дороги и в полукилометре от реки. Это место оказалось наиболее сухим. В противном случае пришлось бы ставить палатки прямо на воде. Из-за заболоченности местности за водой из р. Бедярыш бегали исключительно счастливые обладатели резиновых сапог. Для лета – это практически идеальное место для стоянки, но не для весны. На ночевку встали в 8 вечера. Дождь к этому времени практически совсем прекратился, облака начали рассеиваться, и даже периодически выглядывало солнышко.
Из-за позднего выхода на маршрут, плохих погодных условий и времени затраченного на ремонт багажника за день преодолели только 30 км.

Мост через р. Искушта После с. Искушта
Мост через р. Искушта После с. Искушта

 

День 2. с. Искушта – с. Мулдакаево – с. Бедярыш – стоянка на р. Бедярыш в 4-х км перед пос. Лемеза (километраж – 24,54 км)

Будильник прозвенел в 8:00. Сразу же при пробуждении вспомнился вчерашний дождливый холодный день. Никому не хотелось вылезать из своих теплых спальников. В итоге провалялись часов до девяти. Поздний завтрак (частично из-за ощутимого по времени полукилометрового осторожного похода до реки и обратно за водой по заболоченной местности), осмотр, настройка и мелкий ремонт велосипедов, долгий сбор с веселыми разговорами и шутками. В общем, на маршрут выехали где-то в половине первого дня. Впереди нас ожидал нескучный участок Мулдакаево – Бедярыш, который на деле оказался еще веселее, чем предполагалось.
До Мулдакаево нас отделял всего лишь один холмик, который довольно шустро был преодолен. Не спеша, проехав по деревне, по ее окончанию сразу же вляпались в грязь. Началось…

Перед с. Мулдакаево Дорога с. Мулдакаево – с. Бедярыш. Безобидное начало
Перед с. Мулдакаево Начало дороги с. Мулдакаево – с. Бедярыш

 

Началось, конечно же, самое интересное. Засекаем время – на часах 13:48. От основной дороги чуть левее уходит еще одна. Так как она показалась нам более наезженной и проезжабельной, то мы, даже и, не сомневаясь, отправились по ней. Поначалу, даже очень хорошо катилось, но вскоре качество этой дороги стало ухудшаться и постепенно оно стало сопоставимо с качеством основной. Да и навигатор все настойчивее и настойчивее показывал, что мы едем не по той дороге. Проехав по ней в итоге чуть больше километра – остановились. Дальше – слишком много воды и грязи. Из-за густых зарослей – по обочине тоже не проехать и даже не пройти. В 50 метрах впереди от нас увидели безнадежно застрявший и брошенный прямо на этой заболоченной дороге автомобиль марки ВАЗ-2101, видимо принадлежащий кому-то и местных жителей. Перспектива увязнуть в этой же жиже показалась нам малопривлекательной. Поэтому практически сразу появилась мысль вернуться на основную дорогу. Чтобы выйти на нее, нужно было подняться правее по пригорку метров на 100. Что в итоге и было сделано. Основная оказалась не лучше. Но успокаивало лишь одно – она хотя бы правильная. Да и можно было хоть и по обочине, но все же местами проехать.

Дорога между с. Мулдакаево и с. Бедярыш Дорога между с. Мулдакаево и с. Бедярыш
Дорога между с. Мулдакаево и с. Бедярыш

 

В метрах ста впереди себя увидели Урал, который одиноко стоял на дороге. «Неужели и он тоже застрял?» – пошутили между собой. Подъехали поближе. Оказалось, что позади грузовика прямо посреди дороги была разрыта яма, из которой рабочие грузили добытые камни. Шутники, однако!

Объезжаем стороной «каменоломню» Местами даже вполне проезжаемая дорога Мулдакаево – Бедярыш
Объезжаем стороной «каменоломню» Местами даже вполне проезжаемая дорога

 

Объехав по обочине эту «каменоломню», отправились дальше. Грязь, лужи, потоки талой воды с пригорков продолжали нас преследовать. Преодолевая все эти бесконечно возникающие на пути препятствия, хоть и медленно, но верно двигались вперед. Но вскоре «черная полоса» была пройдена, и нам улыбнулась удача – «грязевые ванны» как-то неожиданно испарились, и мы покатили по уже достаточно просушенной грунтовке. Но, как обычно, все хорошее быстро заканчивается – проехав километра полтора, перед нами встала другая проблема: дальше дорога оказалась не только затопленной, но и заснеженной. Попытка пройти по снегу закончилась провалом в воду под ним. Участок со снегом вроде на первый взгляд небольшой, но дальше вдалеке виднелся, как минимум, еще один такой, а за ним и еще.

Дорога между с. Мулдакаево и с. Бедярыш Дорога между с. Мулдакаево и с. Бедярыш
Дорога между с. Мулдакаево и с. Бедярыш

 

Слева в 30-50 метрах от основной дороги увидели еще одну, идущую вроде как параллельно. Да и оказалась она более сухой. Поехали по ней. Проехав совсем немного, решили остановиться на перекус. На часах было 16:00. К этому времени все уже успели проголодаться. Перекус слегка затянулся – не заметили, как за разговорами и шутками пролетело целых 50 минут. Отдохнув, отправились дальше. Было видно, что ущелье далее сворачивает направо, как и основная дорога (судя по карте), с которой мы недавно съехали. Появилось предположение, что, скорее всего и наша дорога вскоре повернет направо и пересечется с основной. Дело в том, что дорога, на которую мы съехали, не была отмечена ни на топографических бумажных картах, ни на картах в навигаторе. «Ну а куда ей там еще поворачивать» – высказывались мысли.

Дорога между с. Мулдакаево и с. Бедярыш
Дорога между с. Мулдакаево и с. Бедярыш

Но на самом деле все оказалось неожиданнее и интереснее. Вскоре снова пришлось бороться со снегом, грязью и водой. Навигатор показывал, что мы все более и более уклоняемся от основной дороги влево. Но Бедярыш был уже недалеко. Между нами лишь стояла гора Белетур, до которой оставалось метров 200. Дорога вела куда-то к горе. Было решено, что подойдем поближе к ее подножью, и если там не будет дороги, то перевалим ее по азимуту. Возвращаться по азимуту к основной дороге был вообще не вариант – сама она не вызывала оптимизма, а подъезд к ней был еще ужаснее. Метров через пятьдесят наткнулись на брод. Предположительно это был ручей Гремучий или один из его притоков, где-то около 2-3 метров шириной. Не глубокий, и скорее всего, при желании даже проезжабельный на велосипеде. Но, сразу же обнаружили, что в 5-10 метрах правее от нас он соединяется из 3 небольших ручьев, которые можно перешагнуть или перепрыгнуть. Проверив эту возможность сперва без велосипедов, позже вернулись за ними. И в этот самый момент, при переходе одного из ручьев у Дениса в очередной раз оказываются проблемы с багажником. Как выяснилось – проблема та же самая, что и вчера – погнутые крепления. Но на этот раз таких багажников и креплений больше ни у кого нет. Проблему нужно было решать по-другому. В нагруженном состоянии багажник задевает колесо. Но сам он нигде не переломлен и довольно крепко держится. Выпрямлять крепления – бессмысленная затея, т.к. они с большой долей вероятности сразу же переломились бы. Решено было следующее: разгружаем Дениса, распределив наиболее тяжелые вещи между собой, а сам Денис уже облегченный велорюкзак везет за плечами. Но появился один нюанс – у него не оказалось лямок для рюкзака. Вова поделился своими. «Неродные» лямки оказались не очень удобны для перевозки велорюкзака за плечами т.к. периодически натирали их, но Денис с мужеством вынес все эти неудобства в течение последующих 3,5 дней. Выпрямили слегка, насколько это было возможно, крепления так, чтобы багажник не задевал колесо и отправились дальше.
Преодолев брод, мы вышли к подножью горы Белетур. Дальше дорога раздвоилась: одна ее часть уходила куда-то в ущелье слева от горы (опять же на картах она не обозначена), а другая вела прямо на гору (и этой тоже нет на картах). Ожидаемого поворота вправо к основной дороге, к нашему сожалению, не оказалось. Отправились по той, что вела на гору, тем более что она шла по направлению в сторону Бедярыша. И как выяснилось чуть позже – это был правильный выбор. Подъем поначалу оказался настолько крутым, что пришлось буквально затаскивать на него велосипеды. На вершине горы пересеклись с основной дорогой, которая оказалась местами все также заснеженной. «Наверное, все-таки хорошо, что там не поехали» – промелькнуло в голове, наверное, больше для самоуспокоения. Еще чуть-чуть, и мы перед собой внизу увидели сам Бедярыш. Все вскрикнули от радости – ведь там внизу нас наконец-то ожидала нормальная дорога. Оставалось только спуститься с Белетура. На вершине горы дорога провела нас мимо какого-то сильно помятого ангара. Такое ощущение, что что-то большое и массивное упало на него сверху. А может быть, и от снега так прогнулся. Рядом с ангаром стоят домики, грузовики. Но из людей никого не видно. На первый взгляд даже создалось впечатление, что все это хозяйство недавно было заброшено.

Какой-то «ушатаный»» ангар на вершине Белетура Ура! Внизу виднеется Бедярыш
«Ушатаный»» ангар на вершине Белетура Ура! Внизу виднеется Бедярыш

 

Спуск с Белетура оказался заснеженным. Ну, надо же – даже последние метры перед Бедярышем и то оказались незабываемыми. Время на часах: 18:50. В итоге нам 5 часов понадобилось для преодоления участка от Мулдакаево до Бедярыша. Труднопроезжаемые и даже труднопроходимые местами участки, в очередной раз проблемы с багажником, да и «слегка» затянувшийся перекус отняли у нас немало драгоценного времени. Было уже ясно, что мы начинаем сильно отставать от графика. И в оставшиеся три дня его во чтобы то ни стало нужно нагнать. В этот же вечер на стоянке было решено ехать по запасному варианту маршрута: Муратовка – Ерал – Симская – Аша. Через Биянку ехать уже казалось большой авантюрой, т.к. там нас ожидало, скорее всего, тоже самое, что и сегодня, ибо везде там были исключительно грунтовки и лесные дорожки. Да и ехать там накануне прошедших достаточно интенсивных дождей, казалось вдвойне рискованно. Был бы еще один день в запасе – можно было и рискнуть. Но, увы, время играло против нас. Так как мы сбились с графика в первый же день и только усугубили положение во второй, то в дальнейшем все решения о стоянках, дневном километраже и т.п. принимались уже на месте и по обстоятельствам.

Дорога между с. Мулдакаево и с. Бедярыш Спуск с Белетура
Дорога между с. Мулдакаево и с. Бедярыш Спуск с Белетура

 

Немного передохнув на въезде в Бедярыш перед мостом через одноименную речку, отправились дальше. В сторону пос. Лемеза вела гравийная дорога. Наконец-то, можно было почувствовать что такое – скорость. Но уже вечерело, и пора было присматривать стоянку для ночевки. Тем не менее, решили доехать хотя бы до Лемезов. Тем более что на карте в 4-х километрах до поворота на пос. Лемеза присмотрели полянку возле р. Бедярыш с удобным, как показалось на первый взгляд съездом к ней. До стоянки оставалось проехать километров десять. Рельеф от Бедярыша до Лемезы представляет собой малозаметный подъем с периодическими понижениями высоты на небольших спусках. В итоге на 10 км пути набор высоты составил порядка 140 м.
Подъезд к р. Бедярыш на деле оказался не совсем удобным. Но опять же это связано с весенними условиями. Дорога и местность оказались местами заснеженными. Но, тем не менее, до поляны добраться все же удалось. Поляна оказалась весьма просторной, и что немаловажно – достаточно сухой. Здесь же сразу в 10 метрах был спуск к р. Бедярыш. На ночевку встали в половине девятого вечера. Пока готовили ужин, набежали тучи и пошел дождь, заставивший нас ускориться с едой и разбежаться по палаткам.

Долгожданный Бедярыш Бедярыш
Долгожданный Бедярыш Бедярыш

 

День 3. пос. Лемеза – г. Катав-Ивановск – г. Юрюзань – с. Тюбеляс – стоянка на ручье в 2 км. от с. Тюбеляс (километраж – 75,68 км)

Подъем в 8 утра. Это была, пожалуй, самая холодная ночь за все 5 дней. Не зря, видимо, здесь кругом еще лежит снег. Утром, выйдя из палаток, обнаружили, что они покрыты тонким слоем льда. Но к счастью, вечерний и ночной дождь был кратковременным, утреннее небо безоблачным, солнце заметно припекало, воздух прогревался.
Впереди у нас оставалось 3 дня и 240 км. Всего-то ничего, но нужно было поторапливаться. За пару часов управившись с завтраком, сбором вещей и осмотром велосипедов, выехали на маршрут. Вернулись с места стоянки на дорогу и покатили в направлении Катав-Ивановска.
Гравийная дорога казалась просто сказкой по сравнению со вчерашним полу-пешим путешествием из Мулдакаево в Бедярыш.
Через 18 км после точки старта перед мостом через р. Сула гравийка неожиданно превратилась в асфальт различного качества на разных участках маршрута, по которому мы вольготно ехали оставшуюся часть дня. Рельеф в основном представлял собой холмистую местность с небольшими спусками и подъемами.

Выбираемся со стоянки На повороте в Катав-Ивановск. Мост через р. Нила
Выбираемся со стоянки На повороте в Катав-Ивановск. Мост через р. Нила

 

После поворота на Катав-Ивановск рядом с мостом через р. Нила решили устроить небольшой отдых. Здесь же встретили группу уфимских велотуристов, ехавших по маршруту Кропачево – Ассы. Ребята планировали проехать через Лемезу. Мы рассказали им про варианты проезда до Искушты, и что их ожидает в каждом из этих случаев. Группы поделились друг с другом рассказами о своих приключениях в предыдущие дни. Оказалось, что они тоже попали под дождь в первый день. После обмена впечатлениями мы разъехались в разные стороны. Позже, уже после праздников, я узнал от одного из участников той группы, что они все-таки поехали через Лемезу с бродом одноименной реки.
Преодолев небольшой перевал до Катав-Ивановска, к часу дня подъехали к его пригороду, оставив позади себя почти 30 км пути от места стоянки. Здесь же в пригороде заехали по дороге в магазин за водой. И недалеко на полянке устроили перекус и отдых. Примерно, в половине третьего отправились дальше. Из-за отсутствия свободного времени не стали осматривать город и быстро его проскочили. Остановились лишь пофотографироваться на одной из возвышенностей, с которой открывается довольно интересная панорама города.

г. Катав-Ивановск г. Катав-Ивановск
г. Катав-Ивановск

 

Дальше от Катав-Ивановска нас ожидал довольно приятный участок для езды на велосипеде. В половине пятого подъехали к Юрюзани. Первым делом заехали в местный супермаркет, где докупили недостающие по раскладке продукты. Также, не осматривая город и его достопримечательности, отправились в сторону Вязовой. От трассы М5 до Вязовой дорога идет по довольно живописному участку с видом на р. Юрюзань, протекающую слева.

Между Катав-Ивановском и Юрюзанью г. Юрюзань
Между Катав-Ивановском и Юрюзанью г. Юрюзань

 

Перед Вязовой свернули на Тюбеляс. Время на часах – 18:23. Через километр после поворота остановились на 20-минутный перекус. А еще через 4 километра у Дениса в очередной раз ломается багажник. Причем на этот раз даже в ненагруженном состоянии. Раз в день по сломанному багажнику. Кажется, у нас это уже становится традицией…
Выяснилось, что переломилось одно из погнутых креплений. Видимо, под напряжением и из-за тряски на кочках. Решение проблемы: так как багажник был в ненагруженном состоянии, то давление на крепление в данном случае было не сильно важно. Достаточно было жестко зафиксировать стойку багажника и крепление относительно друг друга так, чтобы они просто не болтались. Для этого нужен был еще какой-нибудь металлический предмет. Ничего подходящего в рем. наборе не нашли.
– Я чувствую, что здесь на обочине где-то валяется такая – с какими-то экстрасенсорными нотками в голосе сообщил Денис.
Побродив немного по обочине, действительно, обнаружили какую-то ржавую железяку. Она оказалась несколько широковатой, но что немаловажно – весьма прочной. После поиска мне почему-то сразу же вспомнилась последняя фраза Дениса. Даже не столько фраза, сколько интонация, с которой она была произнесена. Итак, оттянув в разные стороны стойку багажника и крепление, вставили между ними эту железку, тем самым создав натяжение каждой из них. Как крепление, так и сама стойка багажника в результате жестко уперлись в эту железяку с разных сторон. Держалась эта конструкция достаточно крепко. Но для большей надежности замотали все это медной проволокой и изолентой из рем. набора. Удивительно, но вся эта конструкция успешно прожила до конца похода.
Решив проблему, выдвинулись дальше. Время приближалось к половине восьмого. А это значит, что пора уже было искать место для ночевки. Проехав еще 7,5 км после поломки, в итоге остановились на ручье в 2 км после Тюбеляса. Ручей не сильно полноводный и летом в жаркую погоду, скорее всего, пересыхает. Но в весеннее время воды в нем более чем достаточно. На ночевку встали в 8 вечера.

Дорога Вязовая - Тюбеляс Очередной ремонт багажника
Дорога Вязовая – Тюбеляс Очередной ремонт багажника

 

День 4. с. Тюбеляс – с. Минка – с. Малояз – с. Илек – с. Муратовка – с. Ерал (километраж – 96,30 км)

Ведем обратный отсчет: до финиша оставалось 2 дня и 160 км. Для того чтобы последний день не превратился в гонку за электричкой, поставили на сегодня задачу – набрать максимально возможный километраж, доехав до Муратовки или даже Ерала. Что с успехом, в общем-то, и итоге и было выполнено. Для упрощения задачи решено встать пораньше – в 6 утра.
Разделавшись за пару часов с завтраком и сборами, отправились на маршрут. Поначалу удивляло лишь одно – каким образом в этой лесной малозаселенной местности оказался асфальт довольно неплохого качества. Но вскоре все встало на свои места. Через 9 км после старта асфальт сменился весьма посредственной гравийкой. Пара подъемов и достаточно продолжительных спусков – и вот мы уже практически возле Минки.

Тюбеляс – Минка. Половина пути – асфальт с. Минка
Тюбеляс – Минка. Половина пути – асфальт с. Минка

 

После Минки в сторону Насибаша ведет гравийная дорога далеко не самого лучшего качества – при езде по ней трясет так, как будто едешь под высоковольтным напряжением. Справа параллельно гравийке идет хорошо наезженная грунтовка. Видимо, автомобилистам гравийная дорога тоже не доставляет особого удовольствия. В итоге съехали на нее. Километра через 4 грунтовка заканчивается, соединяясь с основной дорогой. Еще через 3 километра у Дениса снова возникают проблемы с багажником. В очередной раз останавливаемся на ремонтные работы. На этот раз переломилось второе погнутое крепление. Тряска на гравийке и на кочках, видимо, все же сделала свое темное дело. На этот раз все ремонтные работы обошлись исключительно с использованием медной проволоки и изоляционной ленты. Четвертая поломка одного и того же багажника за четыре дня. Каждый день ровно по одной поломке. Ожидаем ее в очередной раз назавтра.
– Интересно, а что у него отвалиться завтра? – сразу же задались вопросом.
– Если он (багажник) завтра сломается, я его сразу же на месте и выкину – последовал краткий и бескомпромиссный ответ Дениса.

с. Минка – с. Насибаш с. Насибаш – с. Малояз
с. Минка – с. Насибаш с. Насибаш – с. Малояз

 

К 14:00 добрались до трассы Малояз – Лаклы. 35 километров, оставленной позади гравийной дороги уже порядком успели поднадоесть. Дальше нас ожидал небольшой кусок асфальта. Ну, а для того чтобы порадовать себя по полной, перед выездом на трассу устроили довольно продолжительный перекус и отдых. На саму трассу выехали перед Насибашом. Думали на асфальте хорошенько разогнаться, но не тут-то было. Нас сразу же встретил сильный встречный ветер. Такой, что даже на спусках с горок приходилось крутить педали. Проскочили мимо пещеру Салавата Юлаева. Не стали тратить драгоценные минуты на ее посещение. В Малоязе заехали в магазин – докупили продуктов – в основном для перекусов. На часах уже 17:00. Добраться засветло до Ерала через Илек с таким встречным ветром казалось уже утопией. Но, как говорится – глаза боятся, руки делают. В нашем случае – ноги. Покрутили дальше.

р. Юрюзань и с. Малояз с. Татарский Малояз
р. Юрюзань и с. Малояз с. Татарский Малояз

 

Свернули в Татарский Малояз. Долго не мог понять – то ли по гравийке мы едем, то ли по грунтовке, то ли еще чего. Характер дороги (гравийка, грунтовка, насыпи камней) менялся также быстро, как узоры в калейдоскопе. После самого села эта ядерная смесь, к счастью, в итоге вылилась в четкую гравийную дорогу. Сильный встречный ветер, тем не менее, продолжал оказывать нам сопротивление. Из-за него же первый довольно крутой подъемчик оказался невъезжабельным – пришлось слезть с железных коней и прогуляться пешком. На вершине ветер продолжал нас терзать. Но это никак не помешало набрать приличную скорость на спуске. Еще один подъем на холмик, продолжительный пологий спуск – и мы в Илеке.
Пожалуй, самой большой исторической и архитектурной достопримечательностью Илека является церковь, построенная в 20-е годы XIX века. В настоящий момент в ней как снаружи, так и внутри проводятся реконструкционные работы.

Подъем после с. Татарский Малояз с. Илек
Подъем после с. Татарский Малояз с. Илек

 

Быстро проскочив Илек, остановились после села на небольшой отдых. На часах – 19:17. Время уже близилось к тому моменту, когда нужно начинать искать стоянку для ночевки. До Муратовки километров – 16, до Ерала – 25. От Ерала до Аши километров 60-65. Оставлять 85-90 км на последний день и попасть в гонку за электричкой показалось малоприятной затеей. Решено было ехать до упора, т.е. до заката, который начинался в это время примерно часов в 10 вечера. И уже ближе к этому времени присматривать стоянку. Да и ветер к этому времени совсем практически стих. Подъем, спуск и мы возле Муратовки. Время – 9 вечера. Между Муратовкой и Ералом в лесном массиве на картах нанесен ручей Холодный ключ. Были определенные сомнения в его существовании, т.к. на картах он указан, как пересыхающий. Но понадеялись, что в весеннее время вода должна быть. Решили добраться до него и при возможности остановиться там на ночевку. Взобрались на еще один пригорок. Доехали до места предполагаемого существования ручья. Но его, к нашему сожалению, там не оказалось. Немного побродив на прилегающей к гипотетическому ручью территории, также ни капли воды не нашли. Ближайшая вода по картам была в районе Ерала. Похоже, что нам сегодня суждено было выполнить задачу максимум. Тем более что от Ерала на данный момент нас отделял всего лишь один спуск. Добравшись до Ерала, неожиданно возник другой вопрос – а где здесь встать на ночевку. С водой-то проблем нет. А вот… Можно было вернуться чуть назад и встать в лесопосадке перед Ералом. Из емкостей пригодных для перевозки воды у нас были лишь одни котелки. А мотаться с ними туда и обратно, да еще разок и с утра – слишком большая трата времени. Да и так уже смеркалось. На ночевку нужно было вставать уже «здесь и сейчас». Чтобы не сверкать перед местными жителями, перевалили железнодорожные пути рядом со станцией «Ерал», и остановились в небольшой лесопосадке невдалеке. С Денисом отправились за водой. Когда возвращались назад, обнаружили, что с платформы нашу стоянку видно как «на ладони». К этому времени Вова уже успел разжечь чуть ли не пионерский костер. Да еще и совесть не к месту сразу же напомнила о законе, запрещающем разведение костров вблизи железнодорожных путей. Оглянулись вокруг – вроде никого, в окнах здания вокзала – света нет. Вернулись на стоянку – сообщили остальным о неудачном месте. Но ребята уже успели расположиться. Перебираться куда-то подальше, да еще и в сумерках показалось малоприятной затеей. Решили рискнуть – остались на месте. Быстренько поужинав, отправились по палаткам засыпать под убаюкивающий шум проносящихся мимо железнодорожных составов.
В итоге почти в сумерках в одиннадцатом часу вечера встали на ночевку перед Ералом. Накатали за день почти 100 км. Да, довольно поздно встали на ночевку. Но назавтра мы точно исключили гонку за электричкой.
Можно отметить, что гравийная дорога Илек – Муратовка – Ерал является прекрасной альтернативой трассе Малояз – Кропачево с ее большим трафиком. Да и цена всего этого – лишь небольшой крюк через Татарский Малояз – Илек.

Дорога Илек – Муратовка Дорога Илек – Муратовка
Дорога Илек – Муратовка

 

День 5. с. Ерал – ст. Симская – г. Миньяр – г. Аша (километраж – 64,10 км)

Несмотря на вчерашнюю позднюю остановку на ночевку, сегодня нас также ожидал не менее ранний подъем. Не было желания выбираться из Аши на последней электричке, и планировалось успеть хотя бы к 18-часовой. Поэтому встали, как и вчера, в 6 утра. Несмотря на холод, утро было солнечным. За завтраком Денис нам поведал о своем сне, в котором комендант железнодорожной станции ломился в палатку с топором. Как обычно, весело позавтракав и собравшись, отправились обратно пересекать железнодорожные пути. Здесь же на платформе перед вокзалом обнаружили работника станции, который с нескрываемым удивлением на нас посмотрел. Интересно, как он нас до этого не обнаружил, если мы стояли лагерем буквально в 30 метрах от станции, да еще и разожгли костер для приготовления завтрака.
Выехали на маршрут в восемь. Не спеша, разминаясь, пересекли Ерал, и сразу же после него нас ожидал довольно бодрый подъем на перевал. На 4,6 км пути набор высоты составил 225 м. Ну а затем освежающий скоростной спуск прямо до трассы М5. Алина, сильно осторожничавшая на спусках в предыдущие четыре дня (после небольшого падения в первый день на спуске перед Бришом), на это раз финишировала практически вместе с нами.

с. Ерал Подъем на перевал после Ерала
с. Ерал Подъем на перевал после Ерала

 

Прямо здесь же на перекрестке трассы М5 и дороги, уходящей на Ерал, стоят несколько придорожных кафешек. Остановились в одной из них на небольшой перекус, а заодно и для решения организационных вопросов. Дело в том, что впереди нужно было преодолеть 3 км по трассе М5 до поворота на Симскую. Трасса оживленная с очень большим автомобильным трафиком и не меньшим количеством водителей-лихачей. В кафе же решили, что будем преодолевать этот участок плотной группой без разрывов. Назначали направляющего и замыкающего в колонне. Весь этот небольшой участок трассы представляет собой спуск. Поэтому не спеша, но все же довольно быстро преодолели его, и свернули на Симскую.

Перед Симской Перед Симской
Перед Симской

 

От Симской до Аши идет асфальтовая дорога с периодическим видом на р. Сим и довольно красивыми пейзажами вокруг. Небольшие подъемы на протяжении всего участка больше доставляют удовольствия, чем какие-либо неудобства. По пути сделали остановку на 1753 км возле источника.

1753 км На въезде в г. Миньяр
1753 км На въезде в г. Миньяр

 

В половине четвертого уже были в Аше. До электрички оставалось 2 часа. Поэтому оставшееся время провели возле хорошо знакомой многим чебуречной, сытно подкрепившись перед отправкой домой.
17:41. Вольготно разместившись в практически пустом вагоне электрички, следующей по маршруту Аша – Уфа – Карламан, тронулись в путь. До Уфы осталось 3 часа.

Отчет, фотографии: edges7

Ну, и по уже сложившейся традиции бонусные фотографии, которые не вошли в отчет, но не менее интересны (в хронологическом порядке):

Брошенная фура в кювете. Подъем после Ассов На перевале Ассы – Бриш
Брошенная фура в кювете. Подъем после Ассов На перевале Ассы – Бриш

 

На перевале Ассы – Бриш Бриш – Искушта
На перевале Ассы – Бриш Бриш – Искушта

 

Бриш – Искушта Урал с туристами водниками
Бриш – Искушта Урал с туристами водниками

 

Искушта За Искуштой
Искушта За Искуштой

 

Застрявшая и брошенная «копейка» на заболоченной дороге Мулдакаево – Бедярыш Мулдакаево – Бедярыш
Застрявшая и брошенная «копейка» на заболоченной дороге Мулдакаево – Бедярыш Мулдакаево – Бедярыш

 

Мулдакаево – Бедярыш. Спуск с Белетура Въезд в Бедярыш
Мулдакаево – Бедярыш. Спуск с Белетура Въезд в Бедярыш

 

Лемеза – Катав-Ивановск Перед Катав-Ивановском
Лемеза – Катав-Ивановск Перед Катав-Ивановском

 

На фоне Катав-Ивановска Дорога Катав-Ивановск – Юрюзань
На фоне Катав-Ивановска Дорога Катав-Ивановск – Юрюзань

 

Окрестности Юрюзани Окрестности Юрюзани
Окрестности Юрюзани

 

Дорога и окрестности Вязовая - Тюбеляс Пока еще асфальт до Минки
Дорога и окрестности Вязовая – Тюбеляс Пока еще асфальт до Минки

 

Вот такие вот пейзажи. Минка - Насибаш Встречный ветер на перевале до Илека
Вот такие вот пейзажи. Минка – Насибаш Встречный ветер на перевале до Илека

 

Илек. Реставрируемая церковь. 20-е гг. XIX в. Илек – Муратовка. Вечереет
Илек. Реставрируемая церковь. 20-е гг. XIX в. Илек – Муратовка. Вечереет

 

На перевале Ерал – Сим Без комментариев
На перевале Ерал – Сим Без комментариев
comments powered by HyperComments