Veloufa.ru

4 года назад
Тибет-2012. Часть-1. Подготовка.

Ровно год назад мы вернулись из самого моего большого велосипедного похода. Больше ждать нельзя. Надо писать отчет, но за один присест осилить весь текст трудно. Читать “многа букав” люди сейчас тоже не любят. Поэтому формат отчета будет офф-лайн дневник, разбитый по дням. Постараюсь писать коротко (upd не получается), как раз то, что осталось в голове после паузы затянувшейся на год.

Ссылки на все части отчета:

Участники:
1. Вова Ш. (ворчливый руководитель, завхоз, фотограф, если будет говорить, что он не ворчливый, то лучше сразу согласиться, что это так)
2. Султан Г. (медик, механик, разговаривает на языке похожем на китайский, любит часами медитировать на вершинах перевалов)
3. Тимур М. (самомедик, механик, мим-переводчик, традиционно травился почти в каждой провинции)


Велосипеды (соответственно):
1. Univega – custom с планетарной трансмиссией
2. Титановый custom Rapid (Королев)
3. Титановый custom MTI (Ижевск)

Сроки проведения: с 12 октября по 05 ноября 2012г.
Протяженность: 1213 км по нитке маршрута (а учетом катаний по городам 1350!!! км.)
Сложность: Примерно 4кс с элементом 6кс.
Нитка маршрута: (Самое смешное)
Уфа (поезд)
Москва (самолет)
Пекин – 北京 – Běijīng (поезд)
Ланьчжоу – 兰州 – Lánzhōu
Юнцзин – 永靖县 – Yǒngjìng Xiàn
Линься – 临夏 –   Línxià
Ганьнань (ХЭЦЗО) – 合作市 – Hézuò Shì
Боласянь – 博拉乡 – Bolaxiang
Перевал хребта Гуангайшань (согласно карт генштаба)
Дебусянь – 迭部县 – (Têwo or Diebu county)
Парк Цзючжайгоу – 九寨沟 – Jiuzhaigou
Чуаньчжуси – 川主寺 – Chuanzhusi
Суньпан – 松潘  – Songpan
Десичжень – 畳渓鎮 – Diexizhen
Маосянь (Mao county) – 茂县 – Mào Xiàn
Вэньчуаньсянь (Wenchuan county) – 汶川县 – Wènchuān Xiàn
Инсиу – 映秀  – Yìngxiù
Дуцзянские дамбы или Дудзяйен – 都江堰 – Dūjiāngyàn
Ченду – 成都 – Chéngdū (поезд)
Пекин – 北京 – Běijīng (самолет)
Москва – 莫斯科 – Mò​sī​kē (поезд)
Уфа

На самом деле это все весьма сложно, на клавиатуре даже нет таких кнопок, чтобы корректно набрать нитку маршрута. Вот так, еще не выезжая из Уфы я осознал всю величину языкового барьера. Китайский традиционный или упрощенный и что за неведомый пиньинь. Еще чтоб понятнее было, если китайцу прочитать вслух русскую версию нитки маршрута он ничего не поймет. Самое страшное если вы прочитаете по китайски, не зная языка, нитку маршрута – вас также не поймут. Китайский язык тональный, и китайское слово написанное русскими буквами и просто прочитанное в лучшем случае теряет смысл, а в худшем приобретает другой.

Подготовка к походу и особенности района проведения.
1. Изучение отчетов. Велосипедных русскоязычных отчетов очень мало. В ход сперва пошли нерусскоязычные, а затем и невелосипедные отчеты (автомобильные, мотоциклетные). Помогал сервис wikiloc.com. Худо-бедно удалось составить сетку треков. Есть особенность региона, китайцы очень быстро строят дороги, поэтому появляются новые и становятся лучше старые. Район сейсмически опасный, китайцы быстро строят не только дороги но и всякие ГЭС и прочие гидротехнические каналы и сооружения, поэтому дороги могут и исчезать.
2. Построение нитки маршрута. Сам Тибет со столицей в Лхаса является закрытой территорией куда необходимо получать пермит. Путешествие в данном районе возможно только в сопровождении специально обученного китайского гида. Это не соответствовало нашему самодеятельному автономному стилю, и сильно увеличило-бы бюджет поездки. Поэтому от посещения сердца Тибета пришлось отказаться. Как выяснилось потом, наличие оплаченного пермита ничего вообще не значило. В Китае планировались выборы президента, а в Тибете обострилась политическая ситуация. Силовики не пустили в горы даже людей с пермитом и оплаченными гидами. Разработанная нитка практически полностью укладывалась в сетку найденных треков. Русскоязычное описание было только на 200 км пути совпадавших с отчетом российской велогруппы. Также был “авантюрный” участок без треков и описания. Перевал хребта Гуангайшань. Примерно осмотреть его заранее можно было только с помощью Panoramio. Очень щекотливо принимать решение о велопроходимости маршрута на расстоянии 9 тыс.км от дома по подобным фотокарточкам:
china_panoramio
3. Борьба с языковым барьером. Все плохо. Вы не только не понимаете что говорят но и не можете читать, писать, переписать на листочек то, что написал другой, не можете говорить, не понимаете, что говорят, не можете повторить то что сказали, а если даже с 5-го раза смогли то через 10 минут забудете, как правильно ставить ударения и интонации. Проблема решается частично за счет английского языка, но в Китае его знают мало людей и в горной деревне пользы от него столько же, сколько в Бриштамакском сельпо. Второй костыль: большинство китайцев умеют читать. Заранее готовим разговорник-таблички разбитый по темам “поезда”, “гостиница”, “супермаркет”, “ресторан”, “аэропорт” и т.п. тыкаем пальцем в иероглифы и даем прочесть китайцу. Методичка получилась достаточно толстая, если кому надо могу скинуть на почту. Вот пример:

 ЖД 
 Поезд 火车 huǒchē
Ж\д вокзал 火车站 huǒchē zhàn
Soft sleeper (купе)  软卧 ruan wo
Hard sleeper (плацкарт) 硬卧 ying wo

Большую помощь в составлении разговорника оказал азиатский раздел форума Винского (forum.awd.ru‎) Спасибо всем участникам за предоставленную информацию. Там содержится наиболее полная информация в рунете полезная путешественнику по азиатским странам.
Третий помощник – смартфоны с программами переводчиками. Оказались не очень полезными. Наиболее интересной программой является “Pleco” так как имеет оптическое распознавание иероглифов. Но в целом это бесполезные игрушки. В зоне действия интернета онлайн переводчик от Гугл позволяет общаться китайцу и русскому на простые темы. Еще перед походом видимо надо несколько месяцев посвятить игре “крокодил”, жестикулировать и кривляться придется очень много.
Еще приведу веселую картинку. Так выглядит китайская Гугло-Земля, при другом раскладе инструменты поиска и копи-паста географических названий отображаются некорректно. Такой способ дает привычные для китайца географические названия:
china_GE
4. Визы. Коммунисты очень демократичны. Виза нужна всем некитайцам. Цена визы как правило равна цене визы для китайца если-бы он поехал в вашу страну. Т.е. для американца виза стоит дороже, чем для русского только потому, что американская виза дорога для китайца. Посольство находится в Москве. Оформление стоит около 900 руб. (30$) Для этого надо 2 раза появиться в посольстве. Оформление через тур.агенство стоило около 3000 руб. с человека. Есть варианты сэкономить, если у вас есть приглашающая сторона. Приглашающая сторона у нас была… объяснить, что от них требуется, оказалось нереально. Почему? Смотри пункт №3.
5. Трансфер. Заброска оказалось очень многоступенчатой и сложной. Более менее недорогие авиабилеты были у Аэрофлота – 18 тыс. руб. за рейс Москва-Пекин-Москва (цена “туда-обратно”) До Москвы поехали на поезде из-за экономии и возможности бесплатного провоза велосипедов. Сам международный рейс Москва-Пекин предполагал акцию “+1 багажное место в подарок”, велосипед у аэрофлота не считается негабаритом – идет просто как 1 место багажа в пределах допустимого веса. Итого можно было с собой взять 23+23 кг багаж + 10 кг ручной клади = 56 кг снаряжения. Мы “со свистом” уложились в этот лимит. Билеты на ж.д. внутри Китая нам помогла купить китайская туристическая фирма, забегая вперед это было, наверное, единственная полезная услуга, оказанная ими, остальное можно и нужно организовывать самостоятельно. Места бывают 4х классов hard/soft sleeper и hard/soft seater, еще в спальных вариантах цена зависит от полки (нижняя самая дорогая). Оптимальным для длительных перегонов является hard sleeper – аналог нашего плацкарта. Цены на проезд практически аналогичны РЖД. Продажи билетов стартуют примерно за неделю до рейса. Никаких РЖДшных 45 суток здесь нет. Купить или забронировать билет онлайн из России невозможно. Поэтому услуги турфирмы были полезны. Особенно это касалось покупки обратных билетов Ченду-Пекин, т.к. их нужно было приобретать в тот момент, когда мы крутили педали в горах Тибета. Купить билет в день отправления практически нереально из-за высокой плотности населения и соответствующего пассажирского потока.
6. Встречающая сторона и экскурсии. Султан занимался контактами с турфирмой. Они нам организовали покупку билетов на поезда внутри Китая, встретили в аэропорту, микроавтобус по Пекину и по экскурсиям, немного поработали переводчиками при разборках с полицией, забронировали отель в Пекине и организовали культурную программу в Пекине. По деньгам получилось достаточно дорого, постоянное недопонимание из-за языкового барьера. В случае второго посещения Китая стоило-бы отказаться от услуг таких фирм. Хотя как без них решать вопрос с ж.д. билетами я не знаю, но думаю и с этим проблем не возникнет, если окунуться в проблему с головой.
7. Еда. Очень острая. Очень вкусная. Чем южнее, тем острее. Постоянное бессмысленное объяснение поварам, что нужно не остро. Просто для меня и типичного китайца “неостро” – это весьма относительная категория. Еда, приготовленная без специй, но на немытой разделочной доске уже будет очень остра на мой вкус. Через 2 недели палочками легко можно грызть семечки или волос из тарелки убрать. Вообще еда – одна из основных тем этого похода. Я острое никогда не ел вообще. Когда вернулся домой, вся еда показалась пресной, а ложка банальной. Из покупных вещей мне запомнилась пастила и наш чак-чак который у китайцев назывался примерно “сачима”. Напитки – это, конечно же, старый пуэр и свежий тигуанинь. Я к чаям до поездки относился спокойно тампонный “принцеса дури” меня вполне устраивал (сейчас тоже конечно в пакетиках пью, тут не Китай). В походе с двумя любителями чая я пересмотрел свои взгляды на этот благородный напиток. Еще одной находкой стала серия не газированных напитков на основе соков (делает компания Пепсико, причем обычной Пепси-колы я нигде в продаже не видел). Китайцы молодцы газировку не пьют. Самый шикарный вкус был plum – настоящий чернослив в бутылке.
8. Вода. Брали с собой фильтр (фильтрующий элемент от системы типа “кувшин”) Вода практически везде грязная, много где её нет вообще. Видели речку Хуанхе, пить из неё не хочется. Даже фильтровать не хотелось. Воду покупали почти всегда, получалось по привычным походным меркам достаточно дорого и достаточно тяжело возить по массе, т.к. на бивуак надо было привозить покупной воды и на ужин, и на завтрак, и еще в дороге попить. Ближе к концу маршрута воду покупать стали гораздо реже. Воду добывали все чаще бесплатно, иногда кипяток – везде есть добрые отзывчивые люди. Да и вообще в конце готовить практически перестали. В местных заведениях иногда покушать удавалось на примерно 30 рублей с носа.
9. Крыша над головой. Палатку поставить в Китае задача нетривиальная. Большая часть территории освоена т.к. китайцев очень много. 1,6 млрд. просто большое число, которое для обывателя ничего не значит. Осознание приходит, когда попадаешь на вокзал или пытаешься воткнуть палатку в несуществующее месте там где заканчивается один населенный пункт и еще не начался другой. Зачастую приходилось ставить палатку у кого-нибудь в огороде. В крупных городах даже в нетуристических есть хостелы. Все что нам попадалось, было чистое, достойное и недорогое – не более 300 рублей с носа за ночь. При таком уровне сервиса в хостелах звездочные отели для самостоятельных путешественников не имеют смысла.

Итак я начинаю дневник. Если что-то еще вспомню об организации похода, то буду писать по ходу.

Ссылки на все части отчета:

comments powered by HyperComments

Макис
2013-11-11 09:07:03
Здорово! Пиши ещё :)
muscka
2013-11-14 15:41:25
Почитаем =) Пиши!
Timmy
2013-12-20 12:25:41
Спасибо, с приятными отзывами приятно писать :)
Оптимистка
2013-12-17 23:15:11
Замечательно! Ты так обстоятельно все описываешь, очень интересно читать! Продолжай!
Uralla
2013-11-11 09:18:23
О, классно! Почитаем! :)
маверик
2013-11-11 12:55:54
"любит часами медитировать на вершинах перевалов" Жгёшь:D