Veloufa.ru

8 лет назад
Таганай-Нурали-Иремель 2кс

Сложность: 2 к.с. 
Продолжительность:
7 дней 
Дата:
22 – 28 августа 2009 года Протяженность вело: 361 км.
Нитка: Златоуст – приют Таганай – Киалимский Кордон – Тургояк – Миасс – Ленинск – Октябрьский – хр. Нурали – Шарипово – Вознесенка – Бурангулово – Кирябинское – Новохусаиново – Байсакалово – Тюлюк – Меседа – Первуха – Юрюзань – Вязовая – Минка – Усть-Катав – Кропачево
Участники: Женя (Maverick), Руслан (mulk), Виталий (Zemych), Кристина (Grief) 
Велосипеды: GT, Trek, Stels, Stark

10 августа Женя кинул клич на форуме о походе 2 категории сложности с посещением следующих ключевых мест:

· Национальный парк Таганай
· озеро Тургояк
· хребет Нурали
· хребет Аваляк
· Иремель
· хребет Большой Нургуш 
· озеро Зюраткуль

Последние два пункта посетить, к сожалению не удалось. Погода, отказы техники и здоровья.

День 1. 

Златоуст – Малый Таганай – Приют Таганай – Круглица – Малый Киалим 
Как янтарными струнами в пьесе дождя,
Ветер мачтами сосен играй!
Пусть в походную юность уносит меня
Таганай, Таганай.

Дистанция вело: 24,3 км

В 7:10 я, Кристина и Виталий прибываем на вокзал Златоуста. По какой-то счастливой случайности поезд Москва-Челябинск стоял на станции не 2 минуты, как обычно, а 20. Спокойно выгрузились. Собрали велосипеды. Поколдовали над задним переключателем велосипеда Кристины, заменили заднюю покрышку.

Дожидаемся на площади перед вокзалом Женю, который должен был приехать из Миасса на электричке. В 9:40 трогаемся. Как только выезжаем из Златоуста и проезжаем Тесьминский пруд, останавливаемся на завтрак. Женя вытаскивает чудо советской техники: примус «Шмель». Отличная мощность, но затем он заставлял колдовать над собой, чтобы начать работать. Последующие приготовления горячей пищи требовали предварительного вызывания джина из лампы примуса.

После перекуса мы начинаем наш первый подъем в этом походе. Наборы высоты до 910 метров над уровнем моря. Идем по дороге между Средним и Малым Таганаем. Изначально хорошая дорога превращается в тяжело проходимую тропу. Множество камней и упавших деревьев. С высшей точки отлично видны Двухглавая сопка и Откликной гребень. Вдалеке виднеется Круглица – это наш следующий пункт назначения.
После подъем на Монблан мы начинаем спускаться к дороге, которая идет по бывшей ЛЭП. Дорога превращается сначала в жижу, а затем и просто в маленькую речку. Кое где она покрыта стволами поваленных небольших деревьев. Сначала даже пытались не промокнуть. Через 20 минут просто топали по воде и грязищи.

После отличной солнечной погоды, начался дождь. В 16:50 вываливаемся на приют Таганай. После километров по воде было очень весело выковыривать из кроссовок-амфибий землю и песок. Скажу честно, для большей части группы эти 20 километров пути оказались достаточно неожиданными. 2 недели дождей, которые шли на Таганае перед нашим приездом превратили дороги в ручьи и болота. Мы начали понимать, что все, что планировал Женя, осуществить не получится. Вместо радиалок на Откликной и Круглицу, решили идти только на Круглицу.

Перед радиальным выходом примус показал свой характер. Он отказался разжигаться с первого раза, а когда Женя с ним шаманил, примус выдал длинную струю бензина прямо в глаз. После промывания глаз водой, Женя стал шаманить с примусом более осторожно. Джина, в конце концов, он таки вызвал. Горячий чай с печеньем для нас был как нельзя кстати.

Круглица — гора, наивысшая точка хребта Большой Таганай. Высота — 1178 метров. Расположена между Дальним Таганаем с севера и Откликным гребнем с юга. Круглицу в простонародье называют Круглой сопкой, Круглым Таганаем. Своё имя гора получила за свою округлую форму. Место очень красивое.

В 21:00 мы выдвинулись с приюта. Было решено заночевать на Стрелке. Дорога по бывшей ЛЭП была просто одним большим ручьем с большими валунами по дороге. Для того чтобы 6 часами ранее я практически не мог по ней ехать, но теперь очень хотелось втопить и доехать до стоянки. И плюя на воду и камни, я ехал вслед за Женей. Но быстро наступившая темень и сильно отставшие Кристина и Виталий не дали нам проехать 5 километров до Стрелки. Встали уже затемно в 22:00 на просеке у Малого Киалима. Через 30 минут подтянулись Кристина и Виталий. Горячая каша с грибами и спать.

 

День 2.

Малый Киалим – Стрелка – Метеостанция – Киалимский кордон – перевал Горелый – Тургояк 38,5 км
Отказали тормоза!
Я лечу, куда глядят глаза,
Реки, горы, города
Мчатся мимо в никуда.
За себя, признаюсь,
Больше не ручаюсь,
Лишь ветра в ушах звенят:
Держите меня! 

Выдвигаемся поздно, в 9:50. Чинили Кристине колесо. После участка полностью заболоченной дороги вываливаемся на Стрелку. Оказывается вчера мы не дошли до урочища всего 700 метров.

Поднимаемся на Дальний Таганай. Велосипеды оставляем у развилки дороги после набора высоты в 200 метров. Самая северная и наиболее обширная по площади вершина Большого Таганая Дальний Таганай. Высота вершины 1112 м. Метеостанция «Таганай-гора» находится на высоте 1108 метров над уровнем моря. Пожалуй это одно из красивейших мест на Таганае.

На плато растет голубика и брусника. Поедание голубики задержало нас. Невысокий кустарник этой ягоды может расти до 100 лет! Ягоды голубики на 88% состоят из воды, содержат около 8% сахара, 1% белков, 1,6% органических кислот (бензойной, лимонной, яблочной, щавелевой, уксусной), 1,2% клетчатки и 0,5% дубильных, красящих и пектиновых веществ (именно эти вещества выводят тяжёлые радиоактивные элементы – стронций и кобальт). Кроме того, голубика содержит каротин, провитамин А и аскорбиновую кислоту, флавоноиды, все витамины группы В, витамины К, Р и РР (что обеспечивает эластичность капилляров кожи и уменьшает риск варикозного расширения вен). В ягодах голубики есть 6 незаменимых аминокислот. Небольшое (по сравнению с другими ягодами) содержание железа в голубике компенсируется почти полной его усвояемостью.
Погуляли, пофотографировались. Спустились до велосипедов и устроили downhill до Киалимского кордона. Сначала это была классическая даунхильная тропа, а потом больше 3,5 километров ехали по руслу ручья с водой где по щиколотку, где по колено.

В 13:50 мы были на Киалимском кордоне. Горячий чай и мысль о том, что мы практически преодолели Таганай отогрели нас. После Таганайских дорог дорога на Уральский Хребет показалась асфальтом. Большую часть подъема на перевал Горелый преодолели в седле.

Начался спуск. И тут оказалось, что у меня нет тормозов. Гидравлика полностью сточила колодки и разводящие пружинки в них. Тормозов не было и у Кристины. У остальных участников тормоза были, но только номинально. На спуске от нас здорово оторвалась Кристина, но, к сожалению, мы ее нагнали не так далеко. Она сидела рядом с велосипедом, который валялся рядом. Переднее колесо получило восьмерку. После безуспешных попыток выправить его спицевым ключем, Женя применил старинный русский инструмент – кувалду. Только в качестве кувалды были использованы ноги и вся масса тела.

Для меня это был кошмарный спуск. Тормоза не держали, колодки скрежетали о роторы. Получалось, что на спусках тормозов не было, а на подъемах колодки зажимали роторы. Пока мы ехали до Тургояка, я проклял все на свете. И уже начал подумывать о снятии с маршрута в Миассе, так как запасных колодок у меня не было. В 18:00 пересекли вброд Куштумгу. В 20:00 встали на ночлег.

Уже на Тургояке мы попали на последнее выступление рок-фестиваля «Уральский Рубеж». Группа «Монгол Шуудан» зажигательно исполнила две матерные песни. Женя привез нас на отличную стоянку даже с деревянным столом и скамейкой. Несмотря на дождь, мы долго сидели за столом, греясь 90 градусным чаем и другим напитком в 40 градусов.

 

День 3. 

Тургояк – Миасс – Ленинск – Октябрьский – хр. Нурали 85 км
«А дорога наша — верная. […]По этой верной дороге мы начали идти». Отчет ВЦИК и СНК IX съезду Советов, В. И. Ленин (23 декабря 1921 г.)

Поскольку мы выезжали в цивилизацию, утром помыли велосипеды, провели техобслуживание. Женя пообещал привезти нас в Миасский магазин, в котором продаются запчасти для велосипеда. Доехали до магазина Техник-Спорт. Этот магазин находится в подвале жилого дома и его вообще не найдешь просто так. В том же подвале работают толи сантехники, толи электрики. Мужики из этой бригады помогли нам инструментом. Дождались 11 часов, когда он открывается. В нем оказалась одна пара за целых 450 рублей. Заменили колодки, и Кристине поменяли задний переключатель, который у нее после Таганая совсем отказался перекидывать передачи. Затем мы выдвинулись в другую часть города, где находится «Триал-Спорт». Пока Кристина и Виталий закупали продукты, я от страха еще стертых колодок, купил еще две пары колодок уже за 350 рублей. К слову, в продуктовом павильоне, в котором закупали продукты, оказалась дешевая, но очень качественная тушенка из конины.

Миасс основан в 1773. Входит в число исторических городов России. Город очень длинный. Около 30 км. Выехали из Миасса в 13:15. Пересекли М5 и отправились в сторону Учалов. Дорога холмистая, но на асфальте мы ехали уже несравнимо быстрее, чем до этого.

В 14:56 заехали после 20 километров асфальтовой дороге были в Ленинске. Закупили продукты, перекусили у колодца. Распогодилось и начало припекать солнце. От Ленинска начался грейдер. После Октябрьского узнав дорогу на Нурали у местного водителя «Буханки» направление, свернули на грунтовый проселок. В этом месте не было четкой дороги. Вернее она была, но их там было очень много. Такое впечатление, что все ездят просто куда хотят и образуются новые дороги.

Шли по самой накатанной. Поскольку нам сказали, что необходимо от главной уйти налево, так и сделали. Выехали на вырубку. Поняли, что заехали не туда и вернулись на развилку. Поехали дальше по укатанной дороге. И через 20 минут…. выехали на туже вырубку, но с другой стороны. Эта ведьмина вырубка так нас и притягивала. С другой стороны вырубки была неявная лесовозная дорога. По ней решили и двинуться. Но она начала уходить на север, а не на юг, как нам было нужно. Без надежды на то, что на картах есть проселки, по которым мы едем, я вытащил свой КПК со встроенным GPS. Но к моему удивлению они там были. Оказалось, что мы проехали поворот, который был несколько километров назад. Рванули обратно. Повернули. Впереди виден северный отрог хребта Нурали.

Пересекли кучу мелких бродов, немного вьетнама и наконец вывалились на основную дорогу. Проехали мимо кордона. В 21:10 встали на берегу речки Шерамбай под хребтом. В этот день Виталий организовал нам первый костер. Уже в темноте поменяли заднюю пару колодок на моем Trek. Женя прикрутил велокопьютер, который был подарком на день рождения руководителю похода от группы.

 

День 4.

хр. Нурали – Шарипово – Вознесенка – Бурангулово – Кирябинское – Новохусаиново – Байсакалово 81,3 км
Грунтовой называется дорога, полотно которой ничем не укреплено и состоит из естественного грунта. Обычно эта дорога, проложенная и накатанная автогужевым транспортом, не имеет строго определенных прямолинейных на­правлений, соединяет собой мелкие населенные пункты или служит выездом из них на основные дороги.

Утром гуляем по Нурали. Это удивительный и красивый хребет. Про него можно написать отдельную статью. Но это не тема этого отчета и подробнее про этот хребет можно прочитать тут.

В 11:15 выдвигаемся в сторону Шарипово. Тут я начинаю болеть. Поднимается температура. Чувствую себя все хуже и хуже. Еще напасть – перед Шарипово два раза прокалываю переднее колесо. Еду как в тумане.
После Шарипово, в котором нас атаковала стая гусей, выезжаем на гравийную дорогу. Доезжаем до Вознесенки. Фотографируемся и перекусываем у заброшенной церкви. Подвыпивший абориген все пичкает нас знанием местности. В Вознесенке у Виталия начинает барахлить колено. Смазываем мазью и едем на Бурангулово. Начинается дождь. Дорога гравийная, местами грунтовая, но все довольно легко проезжается.
В 17:50 выезжаем в Кирябинское. Это довольно большое село с несколькими магазинами. Закупаем продукты. Все кроме меня едят мороженное. Сижу, завидую. Дорога в следующую деревню идёт по долине речки Бирся. Через 12 километров вываливаемся на Новохусаиново. Деревня эта несравнима с Кирябинским. Всего несколько дворов.

От Новохусаиново на Байсакалово была хорошая грунтовая дорога. Видимо дожди шли в этом районе не так интенсивно. Дорога все время идет по лесу. По пути пересекаем вброд речку. Уже хочется упасть, но Женя убеждает нас доехать до конца. Перед спуском к реке Белой открывается красивейший вид на хребет Аваляк. Перед самой деревней, которую сейчас правильнее было бы называть кордоном, находится старинное мусульманское кладбище. На нем остались надгробные плиты с арабской вязью. Переходим Белую, которая там шириной в 3 метра и глубиной 10 сантиметров. Недалеко от этого места находиться исток реки. Встаем на ночевку.  Этот день можно считать самым равнинным в нашем маршруте. Был совершен переход по Зауралью от одного горного массива до другого.

 

День 5.

Байсакалово – Тюлюк – р. Юрюзань 42,2 км
И все когда нибудь кончается
Но в жизни все запоминается
И сколько б не объездили мы больше земель
Всю жизнь мы будем вспоминать наш Иремель!

В 9:40 выходим на штурм хребта Аваляк. Нас ожидает набор высоты в 500 метров за 6 километров. Сначала по дороге можно ехать. Но потом она становится все круче и круче. И как не вкручивай (извините за тавтологию) уже не едется. Наверное, мы все ожидали чего-то намного более страшного и поэтому забрались на стоянку на верхней точке перевала менее чем за 2 часа. Сыграло роль, что было достаточно сухо. Наверху перекусываем, делаем зачетные фотки. Хребет Аваляк примыкает к массиву Иремеля с востока. Длина его около 25-ти км. Все вершины хребта находятся выше 1000 м. над уровнем моря. Во все времена это был медвежий угол, остаётся он им и сейчас. Тайга на склонах хребта и в Тыгынской Долине наименее подвергнута воздействию антропогенного фактора – и это есть главная прелесть этих мест. Не зря же название хребта интерпретируется, как «ауляк» — «дикий», «место богатое дичью». На месте перевала высота около 1100 метров.

Вид на Иремель с Аваляка конечно впечатляет. Начинаем спуск в седловину. Натыкаемся на стоянку. И начинаем радиалку на Малый Иремель. Залазим на высоту чуть более 1200 метров. Оказывается, мы не дошли до самой развилки на Малый Иремель. И поднялись на безымянную гору с восточной стороны. В 14:45 спускаемся с нее и продолжаем свой путь по седловине дальше.

Наконец доходим до поворота на Большой Иремель. Чуть дальше, на пересечении ручья, оборудована большая стоянка. Кристина и Виталий отказываются подниматься по куруму и группа разделяется. Мы с Женей начинаем пеший радиальный выход на Малый Иремель, Кристина с Виталием уезжают в Тюлюк. Подъемы на Иремель сильно отличаются от Таганая. Если на Таганее идут тропы до плато и затем уже курумники, то на Иремеле курум-плато-курум. Гуляем по плато, едим голубику. Залазим на вершину 1406,3 метра. Из-за недостатка времени на 1449,4 метра не идем.

Спускаемся до стоянки, берем велосипеды и начинаем длинный спуск в Тюлюк. Сначала приходится часто спешиваться, пересекать многочисленные ручьи с каменными завалами. Но далее дорога улучшается. Женя показывает чудеса даунхила на хардтейле груженом рюкзаком и уезжает далеко вперед меня. Но потом я догоняю его. На переднем колесе такая восьмерка, что колесо просто не в состоянии крутиться, так как задевает ноги вилки. Если честно я еще не видел такого гнутого обода. Опять же проблема была решена прыганьем на колесе. Дальше этот сумасшедший спуск проходит без происшествий. 40 минут непрерывного сброса высоты по такой трассе дарит море адреналина.

И тут впереди вырисовывается огромный хребет – Зигальга. В 18:50 мы спустились в Тюлюк. Встречаем Кристину и Виталия. И хотя мы погуляли по Малому около 2 часов, остальная часть группы ждет нас всего около 40 минут. Покупаем продукты, опять начинает накрапывать дождь.  Выезжаем из Тюлюка и уже по грейдеру проезжаем 13 километров по трассе в сторону Меседы и становимся на ночевку на берегу реки Юрюзань.

 

День 6.

р. Юрюзань — Меседа – Первуха – Юрюзань – Вязовая – заброшенный пионерлагерь 54,0 км
Очень хочется верить — человек, посетивший это место, уже не сможет жить так, чтобы после него оставались мертвые города. «Центр ПРИПЯТЬ.ком»

Выезжаем поздно. Вечером из-за колена Виталия и из-за того, что я болел, решаем, что на Нургуш и Зюраткуль у нас не хватит не сил не времени. Решаем отправиться в Кропачево. На 2 категорию сложности протяженных препятствий мы уже набрали. Впереди два дня докатки, чтобы выбросится электричкой, а не поездом.

Начинается асфальт. Проезжаем Меседу, Первуху. На асфальтовой дороге держим хорошую скорость. Перед городом Юрюзань начинается длинный и достаточно крутой тягун. Виталий начинает отставать, Женя разгружает его.

Закупив продукты проезжаем Юрюзань. Тут я теряю велокомпьютер. Приходится идти назад, искать его. Хорошо что нашел. Заезжаем в Вязовую. Решаем ехать прямой дорогой на Минку. Как всегда местные жители начинают отсылать нас по совершенно разным направлениям. И тут Виталий звонит своему коллеге, который живет поблизости. Оказалось, что он как раз на автомобиле проезжает Вязовую. Ездил за грибами. В течении буквально 15 минут он подъезжает к станции и объясняет по человечески как проехать на Минку через брошенный пионерлагерь.

Вообще про грибы это отдельная тема. Они у нас были каждый день. Таганай это рай для грибника. Лисички, маслята, белые грибы, подосиновики, сыроежки – все они были в нашем рационе. Вообще на Таганае растет более 150 видов грибов. Так и хотелось набрать с собой пару картофельных мешков, но брали только на ужин и завтрак. В районе хребта Нурали также были лисички и маслята. Уже не так много как на Таганае но все-же. На Иремеле грибов значительно меньше, но и там при желании можно приготовить грибное блюдо. В заброшенном лагере, где мы встанем, я уже не вытерпел и собирал грибы в футболку. Хотя грибы не считаются питательной и легкоусвояемой пищей, все-таки это было разнообразие в стандартной туристской кухне. Кроме того многие грибы являются полезными и питательными, иногда их называют «лесным» или «растительным мясом». Грибы богаты белком (также содержат около 1 % свободных аминокислот), углеводами — специфическим грибным сахаром микозой и гликогеном (т. н. «животным крахмалом»). Грибы содержат минеральные вещества: калий, фосфор, серу, магний, натрий, кальций, хлор, и витамины А (каротин), витамины группы В, витамин С, большие количества витамина D и витамина РР.

До пионерлагеря от Вязовой всего 6 километров. Встаем на стоянку в 17:30. Это самый матрасный день. Ощущения от места странные. Огромная территория лагеря вся в разрушенных домах, деревянных и кирпичных. Остатки изгороди, пустой бетонный бассейн. Постапокалипсис, одним словом. Зато дров полно! Виталий остается обустраивать лагерь, Кристина, Женя и я отправляемся гулять по небольшому хребту, у подножия которого находится лагерь. С него отлично просматривается лагерь, железная дорога, река Юрюзань. И сам город Юрюзань тоже виднеется вдалеке. На склонах хребта видны лежки и тропы. Но самого хозяина этих лежек мы так и не увидели. Набираю маслят. Долго сидим у костра, обсуждаем пройденные километры. Завтра последний день. Грустно.

 

День 7.

заброшенный пионерлагерь – Минка – Усть-Катав – Кропачево 35,7 км
Вечером на нас находит гpyсть поpой, поpой…
Сердце ноет, сердце просится домой, домой…

Сегодня наш план докатить до Кропачево на 4 часовую электричку. Выдвигаемся в сторону железной дороги. Рядом болото, утром на долину реки Юрюзань спускается туман. Ощущения, что попал в фильм «Сонная лощина». 4 километра едем-идем по железнодорожной насыпи.

Вчера встреченные нами местные жители, которые разбирали остатки пионерлагеря и увозили их для использования в своем хозяйстве на Урале, рассказали нам о пещере. Решаем посетить ее. Кстати есть две Минки. Железнодорожная станция Минка ЮУЖД, (это последняя станция перед Усть-Катавом, если ехать от Челябинска), и деревня Минка, расположенная на одноименной реке, впадающей в Юрюзань в 10 км севернее. Пещера находится у первой Минки. Поселок расположен между двумя холмами, ограничивающими его с запада и востока. С юга протекает Юрюзань. Пещеру Минка можно найти на склоне восточного холма. Вход находится в провальной воронке среди высокого соснового леса.

Вход открывается в провальной воронке небольшой каменной норой. Здесь примерно на север идет легко проходимый шкуродерчик длиной около трех метров. Затем ход резко обрывается двухметровым уступом. Тут стоит деревянная лестница. Здесь находится небольшая куполообразная комнатка, из которой в том же направлении продолжается лаз, через 2-3 метра обрывающийся подобным же уступом. Здесь, после уступа, ход становится шире и разветвляется. Основной ход довольно круто продолжает спускаться прямо. Направо же, под прямым углом к основному, в метре от пола, начинается неширокая трещина, через несколько метров приводящая к шестиметровому колодцу, стены которого расходятся книзу. В пещере много ходов, меандры, шкуродеры. По пещере лазил один Женя. Кристина и Виталий отказались. А мой petzl с батареями годовалой давности не светил достаточно ярко и я пролез только до 1 зала.

После Минки начинается асфальтовый тягун, который затем превращается в сумасшедший спуск к Усть-Катаву. Въезжаем в город с восточной стороны. Всего от Минки до Усть-Катава 8 километров. По пути встречается огромная свалка, куда мусоровозы вывозят городские отходы.

В 12:30 выезжаем из Усть-Катава. Опять поднимаемся к лесу и движемся в сторону реки Юрюзань. Дорога проходит по сосновому бору с очень вкусным воздухом и далее она спускается в долину реки Юрюзань. Дорога грунтовая, но вполне проезжабельная. Она просохла после прошедших ранее дождей. Едем по нефтепроводу.  В 13:45 бродим Юрюзань. Погода отличная, светит солнце. Моем велосипеды. Трогаемся в сторону Кропачево. Торопимся на электричку. После выезда на дорогу Кропачево-Яхино глотаем клубы пыли, которые поднимают проезжающие мимо грузовики. Видимо с карьера и на карьер. В 15:30 приезжаем в Кропачево. И тут оказывается, что четырехчасовая электричка отменена. Ждем 2,5 часа. Загружаемся в электричку. Вот и завершен наш маршрут.

Заключение 
Конечно жаль, что мы не смогли преодолеть весь запланированный маршрут. Подвело здоровье, отказывала техника. Но я считаю, что несмотря ни на что, это был очень хороший опыт для всех нас. Жене по руководству, остальным по прохождению технически сложных участков. А самое главное, что группа прошла маршрут очень сплоченно. Впечатления о походе самые положительные.

Руслан MULK

comments powered by HyperComments

openair
2010-12-23 22:11:49
респект вам ребята)))