Veloufa.ru

6 лет назад
Северный Урал 2011

Отчет о спортивном велосипедном походе 3 категории сложности по Северному и Среднему Уралу пройденному группой ВелоУфимцев в августе 2011 года.

Идея посетить Северный Урал у меня появилась в 2010 году после просмотра очередной передачи об Урале на National Geographic. Южный Урал уже объезжен ВелоУфимцами вдоль и поперек. Даже Крым, Кавказ, Памир и Тянь-Шань, Карпаты покорены. А на Северном Урале из нас еще никто не побывал. Началось изучение карт, отчетов о пройденных маршрутах, другой справочной информации, переписка с Пермскими и Екатеринбургскими велотуристами.

Прохождение маршрута несколько раз откладывалось, но в итоге была выбрана дата, составлена нитка маршрута, собралась дружная группа.

Справочная информация о маршруте

Участники:

  • Руслан MULK – руководитель (автор отчета)
  • Руслан Fess – фотограф, штурман
  • Анна Annika – завхоз, медик
  • Сергей Sergo – завхоз по снаряжению, летописец

 

Дата проведения: 16.08.2011 – 27.08.2011

Нитка маршрута:
Ивдель – Черемухово – Калья – Баяновка – хр. Еловая Грива – хр. Сосьвинский Камень – Тулайка – г. Медвежья – хр. Сырая Грива – Новая Княсьпа – Карпинск – Каквинские Печи – г. Конжаковский Камень – Кытлым – г. Колпак – Павда – Юрты – Старая Ляля – Ис – Качканар

Общий километраж: 522 км

Полезный километраж: 487 км

 Заброска

DSC02941_.jpg

Добраться до Ивдели, начальной точки нашего маршрута, оказалось не так просто. Поезд до Ивдели только через Екатеринбург. Ехали поездами 142Д Анапа — Екатеринбург и 337Е Екатеринбург — Приобье. Причем в Екатеринбурге у нас было почти 7,5 часов свободного времен, в течение которых мы погуляли по историческому центру города, посетили магазин Дискавери, приобрели то, что сочли нужным и забыли в Уфе (батарейки, атлас Свердловской области, хобу и т.д.), закупили продукты на начало маршрута.

SONY DSC

День 1 – 17.08.2011

В Ивдель прибыли в 03:56. Первое впечатление – темно и холодно. Если в Уфе днем когда отправлялись было порядка +20⁰ С. То в Ивдели около +5.

Собираем велосипеды и выдвигаемся около 4:30 утра. Еще темно, но уже начинает светать. Перед нами стелется асфальт достаточно хорошего качества – трасса Ивдель-Североуральск. Движение по ней даже днем очень редкое. В основном грузовики, изредка встречаются автобусы и легковые автомобили. Рельефа практически нет.

Через 30 километров, в 6:45 начинается первое приключение. Пытаемся найти отворот с трассы на Шегультан и Всеволодо-Благодатское. Очень хотелось посетить озеро Светлое. Несмотря на то, что дорога была в Garmin и на остальных картах, в реальности она оказалась просекой, которая упирается в ЛЭП, а дальше теряется в лесах и болотах. Решаем вернутся на трассу и ехать по ней до Кальи.

река Шегультан

В 9 утра встаем на завтрак у реки Шегультан. Трасса асфальтовая, но мост через Шегультан деревянный. Проезжаем Черемуховку. В местном продуктовом магазине ассортимент для туриста намного лучше, чем в Екатеринбургском супермаркете. Все в одном месте, именно то, что нужно и по разумным ценам в отличие от Екатеринбурга.

После Черемуховки заезжаем на плотину Кальинского Водохранилища. Оттуда открывается отличный вид на горный массив Денежкина камня. Первоначально маршрут планировался именно по заповеднику Денежкин Камень, однако, после пожаров 2010 года, туда полностью запретили доступ, и мы решили не рисковать.

SONY DSC

В Калье, достаточно крупном шахтерском поселке, наконец то сворачиваем с асфальта, по которому мы проехали 75 километров. Время только 12 утра. Перед нами отличная лесная дорога. И хоть по ней и ездят огромные лесовозы, колей практически нет. Решаем двигаться дальше запланированной стоянки, у нас еще много времени.

Из Баяновки открывается хороший вид на двухглавую гору Кумба, мимо которой и пролегает наш дальнейший маршрут. Проехав за день 110 километров, останавливаемся на сенокосной поляне, около ручья, проехав деревню. Несмотря на страшные рассказы о гнусе, комаров и прочих летающих кровососущих насекомых не так много. Видимо сказываются ночные холода.

DSC02978.JPG

День 2 – 18.08.2010

Выдвигаемся очень поздно, только в 12 часов. Но у нас есть запас, вчера мы прошли на 30 километров больше чем планировали. Сегодня наша цель Главный Уральский Хребет. По пути несколько хребтов – пара безымянных, Еловая Грива и Сосьвинский хребет.

Дорога все такая же – гравийно-грунтовая. Появляется хороший рельеф, но во все горки можно заехать. Перепады высот не очень большие – порядка 350 метров, но абсолютные высоты становятся все выше и выше, хотя и не так высоко как на Южном Урале. Высота дороги на верхней точке перевала Елового хребта всего 770 метров. С первого хребта открывается отличный вид на Кумбу, только уже с другой стороны. С вершины Еловой Гривы просматривается южная часть  Главного Уральского Хребта.

SONY DSC

Дорогу пересекает несколько живописных горных речек – Сосьва, Оленья, Сурь и другие. Очень много черники, встречается малина. На дороге есть очень странное сооружение – красная звезда. Стоит на месте отворота с дороги на турбазу, которая находится на Сосьвинском хребте, пропустить невозможно. Изначально, мы планировали ночевать именно там. Но поскольку у нас в запасе было еще время, то мы едем дальше и останавливаемся на полянке по пути на базу МЧС.

SONY DSC

Первым делом мы кинулись пожирать чернику, которой на поляне было просто огромное количество. Даже на Таганае ее нет в таком количестве. Рядом протекал ручей с чистейшей водой и живописным водопадиком.

SONY DSC

Вечером сбегали на Сосьвинский Камень, так называют южный отрог Главного Уральского хребта. К сожалению, погода испортилась и все было затянуто облаками. Вообще погода в тот день была очень переменчива – то выглядывало солнце, то шел дождь.

Южный отрог Главного Уральского Хребта

Всего за день пройдено 48 километров.

День 3 – 19.08.2010

Сегодня старт уже в 10 утра. В планах опять выйти к населенке, и встать на Княспинских озерах. В поезде, просматривая Атлас Свердловской области, мы больше всего переживали за проходимость дорог именно в этот день. Дорог было указано несколько, но они обрывались на реке Оленья. А судя по фотографиям ее не очень-то легко перебродить. К счастью эти опасения оказались напрасными.

Быстро скатились вниз с хребта и свернули с основной дороги, которая затем уходит на Жигаланские водопады. Как оказалось, мы отвернули чуть раньше, чем было нужно. И потому несколько километров нашего пути шло по заболоченной ручьем дороге. Очень напомнило нижнюю тропу на Таганае. Кое где можно было ехать, а кое где мы шли почти колено в воде. В итоге вышли на отличную лесную дорогу, спускающуюся с хребта. Весело скатились по ней. Особенно весело скатилась Аня, потому что у нее перестали работать тормоза. Вообще больше всего проблем с техникой в походе было именно с механическими дисковыми тормозами Tektro Анники. Постоянно необходимо было их регулировать.

Тулайка

После спуска дорога неожиданно вышла на свежепроложенную грунтовую дорогу до Тулайку. Рядом шла линия ЛЭП, про которую было написано в интернете. Значит едем правильно. Несмотря на то, что дорога новая, в ней были огромные колеи и лужи, поскольку по ней ездят огромные грузовые машины, которые отвозят рабочие вахты в поселок золотодобытчиков, который на карте отмечен как «изба Тулайка». По пути встретили один такой Урал, который, что удивительно, прижался к обочине и дал нам проехать.

В 12 часов выехали к Тулайке. Вид огорчает. Река Тулайка изрыта шагающими экскаваторами, везде лежат огромные отвалы песка. Спрашиваем о дороге, все наши опасения снимаются. Говорят, что пробита нормальная дорога и можно спокойно выехать к Княсьпе. И это оказывается действительно так. По такой-же грунтово-лесовозной дороге выезжаем на лесную гравийку, которая ведет в Княсьпу. По пути проезжаем уже заброшенные разработки на реке Оленья. Отвалы уже поросли травой, потихоньку растут деревца.

Тулайка. Поселок золотодобытчиков

Перед Княсьпой берем еще несколько гор  – Медвежью и Паленую (еще ее называют Сырая Грива). В качестве бонуса нам достается затяжной 6-километровый спуск, на котором можно было хорошо разогнаться и отдохнуть. Хотя дорога такая, что всегда необходимо быть сконцентрированным – очень много камней, есть колеи.

В Княсьпе находим магазин, которым является просто один из жилых домов. После деревни проезжаем по мосту Турью и выкатываемся к Княсьпинскому кордону. Сейчас там находится заброшенный пионерский лагерь, в домах неподалеку живут сторожа. Еще на берегу находится огромное количество гаражей, в которых хранятся лодки рыбаков. Есть небольшая плотина. После переговоров с теткой-сторожем останавливаемся ночевать на территории лагеря. Сначала она ругалась, но затем даже предложила переночевать в одном из корпусов и включила электричество, можно было подзарядить телефоны. Но мы предпочли переночевать в палатке. Как всегда под вечер начинается дождь, который с редкими перерывами идет весь вечер. За день мы прошли около 73 километров.

Плотина на Турье, у Большого Княсьпинского Озера

День 4 – 20.08.2010

Через пару километров от места стоянки выскакиваем на асфальт. Трасса Сосновка-Карпинск. За полтора часа проезжаем 25 километров до Карпинска. Город достаточно большой и связан с угольными карьерами. Закупаем продукты. Я иду в аптеку и беру разогревающую мазь и наколенники. Сказываются редкие выезды на велосипеде этим летом. С непривычки болят колени.

Алешкино Озеро. Карпинск

На выезде из города устраиваем большой перекус на берегу Алешкиного озера. Так называют огромный  затопленный угольный карьер. Мы двинулись дальше на Каквинские Печи. На самом деле, от Карпинска на Конжаковский Камень есть прямая гравийная дорога. Но как то, в одном из разговоров по дороге из Набережных Челнов в Уфу, всем известный Волонтёр, в рассказе о своем походе на Северный Урал, упомянул это название, и оно крепко засело у меня в голове. Я решил, во что бы то не стало, проехать эту деревушку.

И вот тут начались знаки свыше. Дороги разветвлялись и расходились туда-сюда. Не помог даже Garmin и залитые туда растровые карты. Мы уперлись в карьер, который еще старше и больше чем вышеупомянутое Алешкино озеро. Но в отличии от озера, этот карьер был уже весь заросший лесом. Мы наткнулись на него когда поняли, что уходим по дороге в неправильную сторону и решили пройти по азимуту. Хорошо хоть лес был сосновый, без подлеска, и деревья росли прямыми рядами. Их высадили на месте бывших угольных разработок. В дополнение Руслан Fess погнул петух и переключатель. Потратили много времени на исправление поломки. Затем мы еще поблуждали, потеряли в итоге почти 4 часа времени. Но в конце концов нашли правильную дорогу.

SONY DSC

Хотя назвать это дорогой тяжело. Она превратилась в заросшее травой направление. Кроме того дорогу постоянно пересекали просеки, которые по состоянию покрытия были гораздо лучше чем сама дорога, но уходили совсем не туда, куда нам надо было. Время от времени мы уходили по ним, но навигатор возвращал нас на верный заросший путь. Начинало вечереть, а мы оставались также далеко от нашей цели – Каквинских Печей, и приближались к ней очень медленно. В конце концов, дорога совсем потерялась и только по остаткам ЛЭП (поваленным столбам в лесу и заржавевшему проводу) и дороге, которая была отрисована в навигаторе, мы двигались в нужном направлении. Ехать уже было невозможно.

SONY DSC

Уже под вечер мы спустились к Валенторскому Истоку, через который должен был быть брод. Но перед нами лежало болото и глубокое как тогда показалось озеро, а в траве виднелись остатки разрушенного моста. Но попрыгав по кочкам, мы обнаружили бобровую плотину и брод. Так как время было уже почти 9 вечера и начинало стремительно темнеть, мы решили остановиться у воды, а не пробираться еще 8 километров до Печей. В итоге за день мы намотали 60 км, из них километров 15 лишних петель. 22 километра от момента как вышли после  блуждания на дорогу до Валенторского истока мы прошли-проехали за 5,5 часов. Началось отставание от графика.

День 5 – 21.08.2010

Утром опять ищем дорогу. Она начинается не у брода, а в метрах пятистах выше по течению. Через пару километров дорога становится более накатаной, но с огромным количеством луж. Едем и идем. Прямо на дороге растут грибы, но собирать их нет ни времени, ни желания. Проходим гать, поднимаемся из долины Валенторского Истока и скатываемся в Каквинские печи. Наконец-то. На 8 километров ушло 2 часа. В деревне, опять в жилом доме по совместительству магазине закупаем продукты до Кытлыма. Сегодня нам надо добраться до Конжаковского Камня.

SONY DSC

Холодно, идет дождь. Но нормальная дорога и перекус на реке Каква придает сил. Выскакиваем на Кытлымскую дорогу. Она представляет собой прямую как стрела гравийную дорогу Карпинск-Кытлым. Лишь в одном месте она изгибаясь обходит реку Лобва. Дорога имеет приличный рельеф, постоянный подъемы и спуски. Кроме того размер булыжников на дороге просто зашкаливает все нормы. Очень сильно трясет и невозможно постоянно держать большую скорость.

Кытлымская дорога

На дороге у Руслана Fess взрывается покрышка. Заменяем запасной, за которую огромное спасибо Стасу Авантюристу. В 17:35 подъезжаем к отвороту на трассу горного марафона «Конжак».  Первые 5 километров – это дорога из огромного галечника. Ехать можно, но тяжело. Дорога забирает наверх. Затем отворот на лесовозный волок. Это та же галька, но уже смешанная с глиной и грязью. Вероятно, когда сухо по ней приятно ехать. Но в дождь, который сопровождал нас почти весь день, на ней не очень приятно. Так по этой смеси преодолеваем южный отрог хребта Серебряный камень. После спуска с него дорога ныряет в лес и перед нами километр туристической тропы с корнями и камнями. «Где то я уже это видел. Иремель», крутиться мысль в голове.

Мост из бревен через Конжаковку

Наконец под проливным дождем выходим к Конжаковке. Через нее перекинут импровизированный мостик из стволов деревьев. Но они скользкие и проще реку пребродить. Наверх дорога еще круче, так что решаем встать, пройдя за день 58 километров. Судя по описанию трассы марафона, выше с велосипедами делать нечего.

День 6 – 22.08.2010

Сегодня по плану дневка, посвященная забегу на Конжаковский Камень. Конжаковский камень это самая высокая гора Северного Урала (1569 метров). Но обычно «Конжаком» называют не одну конкретную гору, а весь горный массив на юге Северного Урала у поселка Кытлым. Конжак включает в себя Конжаковский Массив, хребет Серебрянский камень и массив Казанского Камня с большим количеством вершин. Более подробно об этой местности можно почитать на Википедии и посмотреть на Викимапии.

Когда мы вышли на подъем казалось, что вчерашний дождь нам только показался. Светило солнце, потеплело. Про подъем рассказывать особого смысла нет, все кто ходил в горы на Южном Урале поймут, что это такое – камни, корни, курум. Хотелось бы отметить только два факта:

Первый – несмотря на будний день мы встретили достаточно большое количество групп. От школьников до пожилых людей. Туристы были как из Свердловской области, так и из Перми, Челябинска и других мест. В выходные дни здесь народа больше чем на Иремеле или Таганае.

Второе – так как эта трасса марафона, она очень хорошо маркирована, каждый километр висит табличка, указывающая расстояние от начала. Но даже если и там не было бы табличек, заблудится невозможно. Тропа ведущая на плато одна.

SONY DSC

Где то на полпути от места где остановились мы до плато находится так называемая “Поляна Художников” – популярное место стоянки. По пути наверх практически везде есть вода, даже в самое засушливое время. Даже на самом плато есть вода, а на подходе к плато, в поле курумника даже течет небольшой водопад. Перед самим плато, чуть выше водопада стоит монумент уральским металлургам.

DSC03102.JPG

Чем выше мы поднимались тем хуже становилась погода. Небо затягивало тучами, с юга надвигался дождь. Уже на подходе к плато нас накрыл дождь, а на самом плато мы попали в облако и нас накрыл град.

Само плато заболочено, было не очень весело хлюпать водой в кроссовках, обдуваемыми холодным ветром и посыпаемым градом. Вершина была в облаке и мы решили, что идти на нее смысла нет. Поэтому мы дошли до Иовского провала – это перевал 1Б. Прямо на плато начинается ручей, который стекает вниз по этому перевалу и превращается в реку Иов.

Иовский провал

Как только мы начали спускаться, погода начала улучшаться. Ну что же, гора нас не пустила в этот раз. Значит будет повод вернуться туда еще раз.

День 7 – 23.08.2010

Утром поднимаемся еще 1 километр вверх по тропе и выходим на дорогу, которая должна вывести нас вниз. Как оказалось спуститься с Конжака не проще чем на него подняться. Дорога, по которой наверх поднимаются джиперы, опять возвращается к реке Конжаковке и проходит по ее руслу. Идем и едем прямо по реке. По руслу дорога идет около 6 километров. И вот вроде ушли с реки и тут вляпываемся опять, уже в реку Катышер. Спуск протяженностью 10,5 километров занял 3 часа. Вываливаемся на Кытлымскую дорогу практически у места, где мы позавчера начали подъем.

SONY DSC

В Кытлыме закупаем продукты в чудесном торговом центре. Из поселка открывается вид на Косьвинский Камень, и портал в чрево горы, в которой располагается командный пункт РВСН на случай атомной войны. В общем, местный Ямантау. Более подробную информацию о военной базе можно найти в интернете, причем информации намного больше чем о Ямантау. Например тут.

Чтобы выйти на дорогу на Кытлымский перевал необходимо пересечь отвалы на реке Лобва севернее поселка. Там до сих пор стоит полуразобранная драга. Дорога на перевал, который находится между вершин Третий Бугор и Колпак усыпана галечником и есть небольшой ручеек. Вероятно, весной по дороге обильно течет вода. Высшая точка перевала около 800 метров. Набор высоты около 400 метров, но перевал берется достаточно легко. Затем следует такой же каменистый спуск, и лесная дорога после спуска вся полна огромных и глубоких луж. Иногда приходилось спешиваться и обходить их.

Русские дороги

Эту лесовозную дорогу пересекает большое количество ручьев и речушек. Большое их количество заболочено. В 20:20 вечера останавливаемся после брода очередной речки. За день было пройдено 47 километров. День прошел под знаком воды. Дорога по руслу реки, броды, лужи, дождь.

День 8 – 24.08.2010

Продолжаем ехать по дороге полной огромных луж. Уже начинает казаться, что они никогда не закончатся. Тут вспоминается старая поговорка о дураках и дорогах. Да и дождь этот достал.

Через 11 с небольших километров все-таки выезжаем к Павде. Это довольно большая деревня. Сегодня по плану надо выехать к городу Ис. Через несколько километров вдруг начинается асфальтовая дорога, которая также неожиданно заканчивается через пару десятков километров. Основная дорога уходит на трассу P352 и поселок Новая Ляля. Мы же сворачиваем на Старую Лялю.

DSC03057.JPG

Изначально мы планировали поехать до Иса вдоль реки Ляля, через поселок Черничный и Ермаковский. Но в атласе нас так манила дорога с улучшенным покрытием через Нясьму, тем более опять шел дождь, и за последний пару дней нас так достали огромные лужи на лесных дорогах. Кроме того все определяющие препятствия мы уже прошли. Тогда мы еще не знали, какого рода эта «улучшенная» дорога.

Выехали из Ляли. Дорога выскочила на газопровод и пошла по нему. В дождь она представляла собой гравийную основу с сантиметровым слоем жидкой глины (как в детской игре «каша-малаша»). Тормоза хрустели, вся одежда и лица были цвета детской неожиданности.

Около 10 километров такой дороги, прямой и кажущейся бесконечной, уперлась в шлагбаум, КПП и двух охранников с автоматами. Оказалось, что газопровод идет через станцию перекачки «Лялинское ЛПУ МГ». Я думаю, охранники были удивлены, увидев 4-х клоунов на велосипеде, которые приехали с запретной зоны. После продолжительных переговоров, проверок документов нам разрешили проехать по территории ЛПУ. Каково же было наше удивление, когда мы выехали на асфальтовую дорогу, шикарное здание управления и КПП с обратной стороны, т.е. с лицевой стороны. Вся охрана высыпала посмотреть на нас. Пожелали удачи, сказали, что тут работает большое количество уфимцев. Рассказали что до Иса идет отличная асфальтовая дорога.

SONY DSC

Проехав еще 25 километров от ЛПУ и 85 всего за день остановились в нескольких километрах не доезжая до города Ис, на берегу одноименной реки. Она вся покрыта дренажными отвалами от добычи Золота и Платины.

День 9 – 25.08.2010

Это последний день активной части маршрута. Дождь настолько всех достал, что мы решили просто докатить его до Качканара, через Валериановск, а не через Артельный и Косью как собирались ранее.

Дорога ни чем не выдается, кроме того что после Валериановска идет по территории Качканарского ГОК на котором добывают титаново-ванадиевую и железную руду. Трафик немного не привычен. За час машин проезжает гораздо больше, чем мы встретили во все предыдущие дни маршрута. Заехав в Качканар, сворачиваем на север и едем смотреть Западный Качканарский Карьер.

Западный Карьер у Качканара

На въезде в ГОК стоит КПП. Но можно сказать, что едешь в буддистский храм на горе Качканар. Говорят, что это единственный храм этой религии на Урале и в него приезжают со всей страны. Карьер конечно большой и впечатляет. Внизу ездят игрушечные БелАЗы и тепловозики. Но по размерам и глубине он меньше Сибайского.

Возвращаемся и встаем уже в 16:40 на Нижневыйском (Качканарском) пруду. На самом деле это не маленький пруд, как можно судить по названию, а достаточно большое водохранилище. Провожаем красивый закат, даже и не скажешь, что совсем недалеко находятся карьеры и там во всю работает техника.

SONY DSC

Вот и закончена активная часть похода.

Выброска

Выбрасываемся из Качканара на электричке 6884  до Нижнего Тагила. Путь занимает примерно 2,5 часа. У нас опять 5 часов. Катаемся по Тагилу, осматриваем достопримечательности, закупаем продукты в поезд. Отправляемся в 20:24 на поезде 346Е Нижний Тагил — Адлер. В субботу уже дома. А на следующий день Чемпионат ПФО.

SONY DSC

Дополнительные материалы

Полный трек (gpx) | Полезный трек (kml)

Фотографии: Руслан Fess | Руслан mulk

Видео: Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4

comments powered by HyperComments

vixenka
2011-10-15 03:18:59
Отличный поход, шикарное видео! Молодцы ребята, Русланы ;)
Братцев Михаил
2012-05-28 17:52:26
Отличный поход и отчёт. Молодцы. p.s. Оказывается на участке Баяновка - Сосьвинский мы проехали двумя днями позже вас по своёму маршруту http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=94&i=280101&t=279163&page=0
Сергей Курбатов
2012-06-18 00:52:34
Ребят Ис это не город а поселок городского типа,зря вы на гору Качканар не сходили там монастырь будиский есть, да и фоток горы Качканар что то я не видел, зато видел за Исом надпись на дереве "УФА 2010" белой краской. Но в целом вы просто молодцы!
Валера
2013-11-03 20:16:11
Зачем только так коверкать названия? Даны же ссылки на правильные названия, нет надо писать не так..