Veloufa.ru

5 лет назад
Павловка. Что ждали и что получили.

Посвящается памяти моего папы

Любое путешествие всегда имеет пункты А и Б. А подпункты зависят уже от организаторов, а также от участников мероприятия. Иной раз несогласованные заранее элементы маршрута вносят такие существенные поправки, что остаются яркими пятнами на всю оставшуюся жизнь.

Любое путешествие подразумевает под собой средство передвижения. И если это лайнер, то его маршрут неизменен, если автомобиль, то многое в пути следования зависит от водителя, да и на велосипеде можно ехать прямо, прямо и прямо, но… Будет ли потом что вспомнить, кроме жужжания проезжающих мимо по трассе автомобилей?

Я не могу точно объяснить, что для меня Павловка. Наверное, детство, юность и крохотный кусочек начинающейся уже взрослой жизни. Когда объявили о намечающейся поездке, призадумалась: «А почему бы и нет?» Но как всегда – совпадение: именно в день возврата нужно было встречать из лагеря детей. Ещё много причин, сомнений друзей по поводу моей выносливости и проходимости моего «металлического брата». Но, видимо, эта поездка опять стала для меня событием из серии «не проходите мимо», ибо, приняв решение «за» в 15.00 13-го июля, в 18 с копейками того же дня я уже была в сквере Николая Гастелло рядом с Пашей Желновым в ожидании остальных участников поездки.

Итак, четвёрка в сборе: En Dry, Павел Желнов, Сергей Ромащенко (мы его ждали как Романа Абузарова, который, как выяснилось позже, отписывался «от имени и по поручению») и я, Эльвира Ахметова. Стартовали много позже, чем планировалось, так как пришлось ждать, пока Сергей доберётся с места работы (ул. Гоголя) через все пробки города. Поехали…

На одной из остановок (кажется, после Иглино, помнится, что там пахло ванилью, видимо, рядом находилась пекарня) нас догнал чёрный «Мерседес», в котором моя племянница со своим другом ехали в те же края, что и мы. Договорились насчёт брони на места на сеновале.

К сожалению, дни становятся всё короче, и солнце очень торопилось покинуть нас, и к пункту под названием Красная Горка (центр Нуримановского района Республики Башкортостан) мы прибыли уже во тьме. Нужно было запастись водой и где-то перекусить по-серьёзному, на «сеновал в Яман-Порт» не успели по времени, неловко беспокоить малознакомых людей среди ночи. Магазин работал единственный, и к нему выстроилась длинная очередь из местных жителей (в воскресенье 15-го я узнала, что это был «Дежур» магазине – «Дежурный» магазин, короче, местный «Duty»). Мы тоже скромно пристроились в хвост. Торговля шла через окошко, видимо в целях борьбы с беспорядком, ибо в дневное время, судя по расстановке товара, магазин работал как минимаркет. Отпуск товара бойкостью не отличался, местным жителям торопиться было некуда, прямо возле окошка попрошайка-абориген смолил какую-то гадость. Вдруг откуда ни возьмись примчалась Газель с местной крутизной, причём ходить она была либо не в состоянии ввиду большого количества постоянных возлияний спиртного, либо просто разучилась из-за огромных вываливающихся из штанов животов, потому что встал автомобиль практически в положение «лобовое стекло – окошко магазина». Хотя водитель всё-таки выполз, успел с кем-то поругаться, затарился  баллонами с пивом и укатил. Мы же, прикупив водички, поехали дальше. За околицей Красной Горки скромно расположилась газовая заправка, освещаемая ночью фонарями. Так что ужин у нас был «при свечах» ( и ели мы даже блины с вареньем, испечённые мной прямо перед поездкой).

Палаточный городок (из одной палатки) планировалось расположить в Красном Ключе, но до него ещё нужно было ехать и ехать. На затяжном (1,45 км) спуске к п. Чандар у Паши случился прокол, причём в момент обнаружения мимо проезжал автомобиль, и из-за его шума Сергей, мчавшийся вниз, не услышал сигнала об остановке. Да и связь оставляла желать лучшего.  В самом низу его ждал сюрприз в виде местных привидений в балахонах с прорезями для глаз (пятница 13-е), видимо решивших попугать проезжающих мимо своим видом. Какое счастье, что не я умчалась вперёд! Хоть меня и поругивают за это, но с некоторых пор осторожничаю и притормаживаю на спусках, особенно неизведанных, да ещё и во тьме.

В Красном Ключе стоянка не состоялась, так как все удобные места для лагеря уже были заняты автотуристами, среди деревни располагаться смысла не имело (шумных детей, шастающих собак и бродящих коров ещё никто не отменял), перейти через водоём вброд на остров большинство отказалось, поэтому двинулись дальше. Но не как нормальные велосипедисты (по трассе), а по старой разобранной узкоколейке, по хламу и расщеплённым шпалам (эта часть похода может быть названа «отчасти пешей»). Так мы постепенно переместились в Яман-Порт (где не случился сеновал). Что делать? Двигаться на Павловку (до неё оставалось совсем немного) или искать место для отдыха здесь? Оставив нас на мосту через р. Яман-Елга, En Dry поехал на разведку и в укромном уголке на берегу реки нашёл-таки местечко для «стойбища». Кстати,  чуть выше него проходила всё та же старая узкоколейка, по которой в прошлом, а  может и в позапрошлом веках возили лес с лесозаготовок . С детства мечтала увидеть её поближе, не успела, разобрали на металлолом. А реку эту я когда-то видела в грозу. Тогда  ливень превратил её в мощный поток из глины, сучьев, камней и воды, и я поняла, почему такое название у скромной на вид горной речушки – Яман-Елга (яман – плохой). Теперь же мы даже воду пили из этой «скромняги», такая она была светлая и чистая.

Стояла жуткая духота, ни малейшего дуновения ветра, одно хорошо, что с восходом солнца мошка самоустранилась, но спать при полном отсутствии воздуха я так и не научилась, поэтому не отдохнула ( к тому, что сна не будет, я была готова ещё до поездки, не умею отключаться в любых условиях) . Та же проблема была и у Паши, зато остальные участники мероприятия сладко выспались, причём Сергей под открытым небом. Завтракали в районе обеда кашей из смеси круп с овощами, вкуснятина неимоверная, пили чай с травами (вокруг росло море душицы, с собой привезла чабрец) и остатками варенья. Кроме того лакомились орехами, сухофруктами, шоколадом и пр., короче, «праздник живота» состоялся на славу!

Без особой спешки собрались и двинулись дальше. Сказать, что было жарко – ничего не сказать вообще! Кстати, интересно было бы узнать соотношение между количеством влитой в нас и выделенной нами же жидкости. Одно известно, что финансово некоторые магазинчики мы подпитали.

Пока ехали, наблюдали берега р. Уфа, почти сплошь занятые палаточными стоянками, как будто вся республика съехалась в эти края. Вот и Павловская ГЭС, подъезжать к плотине не стали, сразу поехали в гору, в посёлок. Вернее, кто-то поехал, а кто-то пополз (не будем называть имён и показывать пальцами, но это я), чуть не вымерла по пути. Уже наверху еле оттащила себя от колонки, долго плескалась и радовалась волшебной прохладе. На одной из улиц посёлка, сильно напоминающего прибрежный посёлок где-нибудь в приморской зоне, встретила одного из сотрудников. В Уфе такого не происходило ни разу. И вот мы почти у цели, казалось бы, осталось спуститься по шикарному асфальту к побережью Павловского водохранилища, попытаться найти там место для стоянки и отдыхать в полный рост, но… Покой нам только снится. Как выяснилось, мы туда и не собирались, так как конечным пунктом должен был стать какой-то Тамак, до которого ещё ехать и ехать. Причём точное место расположения этого Тамака определял навигатор, а не жизненный опыт. В группе начались лёгкие роптания (на будущее: прежде, чем отправляться  в путешествие, нужно точно определить его конечные цели и задачи, потому что когда доходит до дела, складывается ситуация, скажем так, неоднозначная, т. е., во-первых, группа должна остаться группой до финиша, во-вторых, конечный пункт должен быть представлен изначально не просто названием населённого пункта или даже близлежащей местности). Короче, мы отправились-таки искать этот Тамак, и нам просто повезло, что есть ещё на свете люди, которым не наплевать на остальных, ибо лесовоз, выезжающий по разбитой дороге из густого леса, остановился возле, и водитель с пассажиром поинтересовались, далеко ли мы путь держим. Как выяснилось, никакого Тамака в том направлении не было никогда, а ждали нас места совсем не увеселительного плана, где ни связи, ни прочих удовольствий отродясь не было. И что из-за таких, как мы, приходится вызывать МЧС с вертолётами.

А путь к водоёму они указали другой, опять-таки не тот, которого ждали все, кроме нашего ведущего. Им пользуются местные жители, и позже я поняла, почему.

Это был крутой спуск, включающий в себя глубочайшую колею, брёвна, сучья и даже, не смотря на жару, лужи. Кроме всего этого по краям теснились заросли крапивы и прочей колючей нечисти. Кое-где прямо на дороге торчали пеньки. В какой-то момент я осталась одна. Упала, очень больно ушиблась, но самое обидное было то, что не могла себя вынуть из-под велосипеда. Начали подкатываться слёзы злости и бессилия, потом поняла, что плакать бессмысленно, ситуацию уже никак не изменить, еле-еле вытащила себя наружу и медленно поехала дальше вниз. С детства помню рассказы об этих лесах, водятся в них не только бурундучки, а и рыси с медведями, поэтому, когда слева в бурьяне кто-то зашевелился, на колею и все сопутствующие ей колдобины стало просто наплевать. Подумаешь, уклончик около 45%. Короче, до берега водохранилища мы всё-таки добрались, но, к сожалению, пляж был представлен скопищем топляка и пустых бутылок, ибо находился в бухточке, куда этот хлам прибивался волной. Однако у местного населения этот пляж пользуется популярностью: к моменту нашего прибытия там находились два «УАЗ»ика, затем прибыли ещё два автомобиля и мотоцикл. Да и палатки где-то в зарослях притаились с ранее прибывшими отдыхающими. Поискав место для захода в воду поприличнее, мы с Сергеем всё-таки поплавали чуток в два приёма. Паша в это время прогуливался по окрестностям, а En Dry ремонтировал свой транспорт (перекидывал элементы тормозной системы). Разногласия по поводу разбивки здесь лагеря ввиду большого скопления людей улетучились сами собой. И поползли мы обратно. Начали восхождение в 18.56, а завершили в 19.42, причём остаток пути даже ехали на велосипедах. И лес уже не казался таким злостным, потому что мы были вместе!

Опять встал вопрос о разбивке лагеря: En Dry предлагал вернуться на прежнее место (возле Яман-Елги), мне же очень хотелось побывать в курортной зоне водохранилища, теплилась ещё надежда на то, что и стоянку получится найти и покупаться ещё в специально оборудованном месте. Покатили в курортную зону, а там…сплошные таблички «Посторонним вход воспрещен!» К береговой зоне прохода нет вовсе! Теперь стала ясна популярность той бухточки с топляком! Надо было ещё в Уфе вооружаться связями с руководством местной базы и владельцем частного подворья на самом берегу! На ошибках учимся. Пришлось ехать обратно. И если учесть, что спуск был очень «с ветерком», то и подъёмчик, соответственно, стал нелёгким. Кто видел, тот поймёт.

И вот мы опять на прежнем месте возле речушки с интересным названием Яман-Елга. Очаг готовый, дрова заготовлены ещё ранним утром. Осталось установить палатку и приготовить ужин. А потом отдых. В этот раз палатку разбили на две части: одна стала проветриваемой сквозь москитные сетки, другая превратилась в вигвам для Сергея. Так что лагерь увеличился вдвое. В этот раз даже получилось слегка вздремнуть, но Паша, запланировав отъезд в 4 утра, начал раннюю побудку, причём проснулась лишь я, остальные же продолжали дрыхнуть как ни в чём ни бывало. Обидно. Встали лишь с рассветом, быстренько перекусили, собрались и поехали. Очень повезло с утренней прохладой, она держалась довольно долго. Чай попить в Яман-Порте опять не удалось, хотя уже и точный адрес дома был (дача друга племянницы), на этот раз было слишком рано, чтобы беспокоить малознакомых людей.

Всю дорогу удивлялась En Dry-ю: ни на одном подъёме (исключение – небольшой участок от бухточки) он не спешился. На горке 1.45 км у п. Чандар он ехал и мило беседовал с Пашей! Закалочка, однако! Ещё и советы успевал давать. Вообще, столько нравоучений, сколько я выслушала от En Dry-я за время  путешествия, я за все годы совместной жизни от мужа родного не слышала. Всю дорогу глушила в себе протест и вырабатывала силу воли, потому что конфликтные ситуации в пути не приветствуются. Короче, прятала своё «я» до поры, до времени. И, думаю, не зря.

В какой-то момент времени я стала понимать, что со мной что-то не то. То ли бациллу какую-то подъела, то ли тепловой удар, то ли переутомление. Но состояние стало таким, как при температуре тела в 39 градусов. И страшно хотелось ледяной колы большую порцию. Серьёзную стоянку с горячим перекусом наметили в Нимислярово, до въезда в деревню возле озера, там и навесик сооружён для путников. Из последних сил отправилась в сопровождении Паши в магазинчик, купила все холодные напитки и тут же осушила маленькую бутылочку с квасом. Чуть полегчало. Когда вернулись к остальным, каша в котелке уже булькала, оставалось добавить рыбку из консервной банки. Еле-еле впихнула в себя эту вкуснятину, закусив «нурофеном» и активированным углём, запив холодной «Пепси-колой» с отвратительно улыбающимся Аршавиным на фантике. Этим процесс лечения не завершился: непосредственно перед выездом, следуя принципу «клин клином вышибают», прямо в одежде залезла в водоём, чтобы хоть как-то охладиться. Отчасти помогло.

Двинулись дальше. Теперь уже совершенно наплевать стало на все осторожности на спусках, максимально старалась реализовать свои возможности на подъёмах. Что тут говорить – путь домой! В Уфу мы въехали как влетели! Жаль, нет финального фото. En Dry отделился от нас первым, а мы втроём доехали до ост. «Ст. им. Гастелло», здесь покинул нас Паша. В пути нас догнал дождь, и, расставшись с Сергеем на пересечении улиц Трамвайная – Российская, я, поливаемая сверху и обрызгиваемая сбоку, доехала до дома. Вот и всё путешествие. Протяжённостью более 250 км.

Огромное спасибо всем, кто был рядом, всем, кто поддерживал нас мысленно издалека, спасибо даже тем,  кто, проезжая мимо, орал или сигналил нам  во всю мощь, особенное  спасибо той девице на крутом белом автомобиле с затонированными стёклами, которая не поленилась шевельнуть пальчиком и, опустив стекло, крикнуть: «Хоп-хоп-хоп, давай, давай!».

А самое огромное спасибо человеку, который открыл для меня страну под названием Павловка не в виде пенных дискотек и пьяных вечеринок, а в виде прекрасного водоёма, обрамлённого горами, густо заросшими лесом и словно утыканными тёмными стрелками пихт, лодочных прогулок в густом тумане, лазания по горам в поисках личинок жуков- короедов для рыбалки, песен бардов у костра в ночи, игры в карты до «Пиковой дамы» на плечах и ночного купания, поедания малины на противоположном берегу и страха встречи с медведем… Всего не перечислить никогда…

16 июля 2012 г.

Эльвира Ахметова

comments powered by HyperComments

bizz
2012-07-17 10:17:25
Эльвира, потрясающий отчет! На одном дыхании прочитал. Молодцы))
Чикушкин
2012-07-17 17:23:58
Спасибо. приятно читать. Тамак находится вверх по течению Яман-Елги... феншуйное местечко)
Danil
2012-07-18 19:22:19
Вот это история! Зато какие впечатления!)))
Диляфруз
2012-07-23 21:59:59
Жорочка, я в ВОСТОРГЕ и ШОКЕ одновременно!!!Этот поход - еще одно доказательство твоей неординарности! Какая выносливость!Я бы померла, это точно! В таааакую жару!!!! А какой замечательный стиль повествования! Какая ты у нас талантливая! Умничка! Кстати,я была в Ключе, когда узкоколейка действовала... Спасибо тебе за доставленное удовольствие.Как будто сама там побывала.
Timmy
2012-07-25 14:52:05
есть фотографии? если есть то дайте админам зацепят. хотябы фотографию автора на велосипеде из другого похода (если в этом не было снимков)
гарик
2012-12-01 20:27:01
в следующий ра обязательно побывай на кр скалах