Veloufa.ru

7 лет назад
Памирский Тракт

Велосипедный поход III категории сложности по Восточному и Западному Памиру и Памиро-Алаю.

Сроки: 1-19.05.2010

Участники:
1. Тихомиров Алексей Евгеньевич, руководитель (1970 г)
2. Безруков Андрей Владимирович (1981 г)
3. Мурсалимов Тимур Талгатович (1981 г)
4. Штинов Владимир Анатольевич (1982 г)

Нитка маршрута:

к.Поршнев –  г.Хорог – к.Рошткала – к.Занудж – к.Виранг- к.Советабад – к.Джавшангоз – р.Кокбай – пер.Кокбай(4200 м) – Выезд на Памирский тракт – к.Джелонди – пер.Кой-Тезек(4300 м) – пер.Тагаркаты(4170 м)   пер.Харгуш(4090 м)   к.Аличур – р.Ири-як- пер.Найзаташ (4137 м) – г.Мургаб- к.Чичекты – пер.Акбайтал(4655 м) – к.Музкол – к.Кара-Куль – пер.Уйбулак (4270 м) – р.Маркансу – пер.Кызыл-Арт (4280 м) – к.Сары-Таш – пер.Хатынарт(3541 м) – пер.Талдык(3615 м) – к.Ак-Босого – к.Гульча – пер.Чигирчик(2406 м) – г.Ош.

Протяженность маршрута: 810 км.
Общая высотная диаграмма:

Высотная диаграмма

Цели:
Основной целью маршрута, было проехать на велосипедах по основной высокогороной части Памирского тракта. При этом маршрут был построен таким образом что проходил вблизи пиков Энгельса и Маркса, находящихся поотдаль от самого тракта. К тому же сам тракт проходит вблизи пика Ленина, и в хорошую погоду его можно увидеть с озера каракуль. Еще одной из целей было ознакомление с бытом жителей горной части Таджикистана. Маршрут пересекает большое количество перевалов, включаю самый высокий автомобильные перевал бывшего СССР Акбайтал(4655 м). Окончание маршрута находиться в Киргизстане.

Заброска. 1-3 мая 2010.
Заброска  на маршрут  происходила в 3 этапа.

  1. На автомобиле до г. Оренбурга. (1 мая 2010)
  2. На самолете до Душанбе. (1 мая 2010)
  3. На автомобиле до г.Хорог (2-3 мая 2010)

Первый этап происходил на личном автомобиле Андрея.
На втором этапе перелет рейсом авиакомпании Оренбургские авиалинии. Велосипеды сдавались как негабаритный багаж и оплачивались отдельно по цене 120 руб/кг. Всего за 4 велосипеда пришлось доплатить 5180 руб.
Третий этап оказался самым сложным. В г. Душанбе все автомобили отправляющиеся в г. Хорог собираются на автобазе. Там ищут клиентов и попутчиков. Разброс цен очень большой  от 130 сомони/человек на УАЗе “буханка” до 100$ /человек на внедорожнике. Обладая большим багажом достаточно трудно найти дешевый транспорт. Нам в данном случае повезло, мы нашли попутную машину идущую в Ишкашим. После долгих торгов дорога нам обошлась в 200 сомони/человек. Так как незадолго до поездки была размыта селями основная дорога в г. Хорог, необходимо было ехать через перевал Хуборобот. Данный перевал обычно закрыт в это время года, но в связи со сложившейся ситуацией его расчистили грейдерами от снега и открыли движение.
Во время заброски с автомобилем случилась поломка (разломалась крестовина карданного вала переднего моста). За счет чего время заброски увеличилось, и к г. Хорог мы подъезжали только к вечеру. В связи, с чем выбрасываемся за 10 км до г. Хорог, в кишлаке Поршнев, откуда и начинаем наш маршрут.


Душанбе, ночь после прилета.

Душанбе, Парк

Душанбе, мемориал

Душанбе, рынок

Заброска, чайхана

Перевал Хуборобот

Вид с перевала Хуборобот

Афганский овринг(тропа в скалах)

День 1 (4 мая 2010)

Дневной маршрут: к.Поршнев –  г.Хорог – к.Рошткала – к.Занудж.
Пройденное расстояние: за день 75 км (из них 75 асфальт), всего 75 км.
Высота: утро 2060 м., вечер 2860 м.
Набор высоты за день: 1062 м
Погода: Облачно, временами с осадками в виде дождя. Днем небо расчищается, но к вечеру снова затягивает
Состояние группы: Хорошее

Краткое описание: Встаем в 6 утра, выходим в 8. Попадая в г. Хорог регистрируемся в ОВИРе. Для этого отдаем копии паспортов и копию маршрутной книжке, которые делаем через дорогу от ОВИРа. Выясняем, что с апреля 2009 года нет необходимости регистрироваться в Таджикистане гражданам России приехавшим с туристическими целями на срок до 30 дней. После г.Хорога уходим в ущелье реки Шахдара. Дорога здесь разбитый асфальт, временами полностью исчезающий. При подъездах к кишлаку Рошткала попадаем под сильный дождь. Обедаем в кишлаке, одновременно ждем окончания дождя. На ночевку встаем через 5 км после к. Занудж. В лагере обнаруживаем скорпиона. Поэтому все вещи в тамбурах собираем в рюкзаки и тщательно закрываем, во избежание заползания скорпиона внутрь.


Таджикские огороды

Землепашцы

Цветущие деревья

Таджикская семья

Привед Медвед

Ограда

Остатки асфальта

Дом

День 2 (5 мая 2010)

Дневной маршрут: к.Занудж – к.Виранг- к.Советабад – к.Джавшангоз – р.Кокбай
Пройденное расстояние: за день 65 км (из них 65 гравийная дорога) , всего 140 км.
Высота: утро 2860 м., вечер 3510 м.
Набор высоты за день: 1000 м.
Погода: Облачно, временами с осадками в виде дождя.
Поломки: Передний переключатель, цепь.
Состояние группы: Хорошее.

Краткое описание: Встаем в 5 утра, выходим в 7. Все вещи осторожно осматриваем, на предмет скорпионов. На вещах не обнаруживаем, но находим одного под камнями, удерживающими оттяжки. Характер дороги каменистая, гравийная дорога. Чем выше мы поднимаемся, тем больше становиться размеры камней. Кишлаки тут гораздо меньше чем внизу. Ашхана в них отсутствует. Магазин мы нашли только один, в кишлаке Виранг, с весьма скудным запасом печеней и конфет. Другие продукты в нем отсутствовали. Хлеб нам приносят из соседнего дома, и советуют при необходимости просто заходит в дом и спрашивать. В Виранге случается первая поломка, ломается рамка переднего переключателя  и одновременно рвется цепь у Владимира. Цепь налаживаем, переключатель починке не подлежит (вверх переключает, вниз необходимо направить рукой или ногой). После Виранга останавливаемся у горячих источников. Горячие источники находятся на противоположном берегу на скале с красивыми натеками, которые трудно  не заметить с дороги. В этом месте около дороги дом, рядом с которым мы оставили велосипеды и пошли купаться. Мост через реку находится выше по течению примерно через 200 метров. Вода в горячих источниках на самом деле не горячая, 38 градусов. Купаемся, а после обедаем. Чай и молоко нам выносят из расположенного рядом дома. В последнем кишлаке (Джанговоз) узнаем о снежной обстановке на перевале Кокбай. Рассказывают про снег, то что проваливается, но считают что пешком все таки пройти можно.  После Джанговоза дорога из крупного камня, очень утомительная. На ночевку встаем через 5 км после кишлака. Группа чувствует большую усталость, дает о себе знать высота.


Сборы

Дорога

Дорога

Ухоженный ручей

Использованный рельеф

Мальчик на осле

Яки

Проводы на перевал

День 3 (6 мая 2010)

Дневной маршрут: р.Кокбай – пер. Кокбай
Пройденное расстояние: за день 18 км (из них 10 гравийная дорога, 8 без дороги) , всего 158 км.
Высота: утро 3510 м., вечер 4095 м.
Набор высоты за день: 680 м.
Погода: Утром облачно, днем солнечно, вечером снег.
Состояние группы: Отдышка, сильная усталость у всех участников.

Краткое описание: Подъем в 4 часа, выход в 6. При выходе еще облачно, но постепенно небо открывается. Немного задерживаемся возле долины реки, уходящей в сторону пиков Энгельса и Маркса, в ожидание того, что  они откроются. Но так как они очень медленно открываются, продолжаем движение. После поворота в долину Кокбай, движемся по правой стороне реки. По левой стороне тоже виднеется дорога. Постепенно на дорогу выступают языки снега. Спешиваемся. По краям языков, снег не держит, но где то после 2-3 метров от края начинает держать. Для дальнейшего передвижения надеваем рюкзаки на спину. С правой стороны дорога смотрится более открытой, поэтому перебираемся на нее. Но за поворотом и она становится сильно покрытой снегом. Дальнейшее продвижение по дороге нецелесообразно.  Двигаемся по проталинам, с минимальными проходами по снегу. В 12 часов небо полностью открывается, и солнце сильно печет. Снег превращается в кашу, и проваливается до земли (максимум по пояс). К тому же группа чувствует признаки гипоксии (отдышка и сильная усталость, без передышки невозможно пройти более 10 метров). Принимаем решение остановиться и пойти с утра пораньше. Место стоянки выбираем на островке земли. Вода тут же рядом, из реки, которая тут еще не полностью покрыта снегом.


Привал

Брод

Брод

Брод

Мост

Снежное поле

Подъем

Вынужденная дневка

День 4 (7 мая 2010)

Дневной маршрут: пер. Кокбай
Пройденное расстояние: за день 10 км (из них 10  без дороги) , всего 168 км.
Высота: утро 4095 м., вечер 4172 м.
Набор высоты за день: 360 м.
Погода: ночью снег, днем солнечно.
Состояние группы: Отдышка, сильная усталость у всех участников.

Краткое описание: Подъем в 2 часа ночи, выход в 4. Для того что бы пройти как можно больше до того как снег превратиться в кашу встаем на 2 часа раньше. В это время еще сумеречно. Снег относительно держит, но иногда проваливаемся, все чаще по пояс. Изначально движемся траверсом по склонам, менее покрытым снегом. Постепенно долина расширяется, и склоны также становятся укрытыми. По снегу идем след в след, рюкзаки переложили на рамы велосипедов (не на багажник). Земляных участков становиться все меньше и меньше. В 8 часов из-за гребня выглядывает солнце. Постепенно снег начинает таять на колесе, в процессе движения. К 10 часам дальнейшее движение нецелесообразно. Ставим лагерь на островке земли, возле маленького озера, с южной стороны от перевала.


Вершина перевала

Озеро

Сушка

День 5 (8 мая 2010)

Дневной маршрут: пер. Кокбай –   к.Джелонди
Пройденное расстояние: за день 20 км (из них 10 асфальт, 10  без дороги) , всего 188 км. Дневка.
Высота: утро 4172 м., вечер 3560 м.
Набор высоты за день: 130 м.
Погода: Солнечно.
Состояние группы: Легкая головная боль у некоторых участников.

Краткое описание: Подъем  22 часа (7 мая), выход 0 часов (8 мая). Встаем вечером, что бы как можно больше использовать темное и холодное время суток. Первое время используем фонари, но уже к 2-3 часам перестаем. В 4 часа пересекаем по снежному покрову реку Южный Тугузбулок. В месте пересечения дорогой. Левая сторона реки с достаточным уклоном, и снега на нём гораздо меньше. Дорога только частично укрыта снегом. К 6.30 спускаемся к реке Тогузбулок (на другой стороне Памирский тракт).  Здесь занимаемся обслуживанием велосипедов, которые два дня мы использовали только в качестве тележки. Грузим рюкзаки на велосипед. Часть группы переходит (переезжает) реку вброд. Часть двигается до моста, на 2 км ниже места выхода. На Памирском тракте в данном месте достаточно хороший асфальт, и через пол часа мы уже спустились в кишлак Джелонди. Находим себе ночлег в одном из домиков с бассейном из горячего источника. Температура в бассейне 75 градусов, и нам потребовалось не менее полутора часов, что бы туда залезть. После купания моем, и тщательно обслуживаем велосипеды. За все (купание, жилье и еду, правда без мяса) отдали 80 сомони со всех.


Рассвет

Спуск

Вид с перевала

Открывающаяся вершина

Памирский тракт

Джелонди

День 6 (9 мая 2010)

Дневной маршрут: к.Джелонди – пер.Кой-Тезек(4300) – пер.Тагаркаты(4170)   пер.Харгуш(4090)   к.Аличур – р.Ири-як
Пройденное расстояние: за день 110 км (из них 85 асфальт, 25 гравийная дорога), всего 298 км.
Высота: утро 3560 м., вечер 3920 м.
Набор высоты за день: 1480 м
Погода: Солнечно, мелкие облака.
Состояние группы: Хорошее.

Краткое описание: Подъем в 4 часа, выход в 6. Сразу от Джелонди начинается набор высоты к перевала Кой-Тезек (4300). Сам перевальный взлет гравийный, с серпантинами. Часть группы поднимается  пешком, часть в седле. На самом перевале снег,  но дорога расчищена грейдерами. Подъем от стоянки занял 2 часа. Перевал Кой-Тезек открывает памирское плато, и после него снегов становиться гораздо меньше, при той же высоте. На пути к кишлаку Аличур еще два перевала (Тагаркаты (4170) – гравийная дорога, Харгуш (4090) – асфальт) с меньшим набором высоты, которые всеми участниками берутся в седле. На этом участке есть трудности с чистой водой. Вода из рек красно-коричневая, и не пригодна для питья. В кишлак Аличур попадаем в 15 часов. Обедаем в ашхане. Хозяин нам обещает что перевал Найзаташ мы не заметим. После обеда проезжаем еще 15 км и встаем на ночлег на берегу реки Аличур.


Подъем на п.Кой-Тезек

Памирское плато

Памирское плато

Памирское плато

Памирское плато

Старая дорога

Аличур

Долина реки Аличур

День 7 (10 мая 2010)

Дневной маршрут: р.Ири-як- пер.Найзаташ (4137 м) – г.Мургаб- к.Чичекты  – к. Рабат-Акбайтал
Пройденное расстояние: за день 134 км (из них 134 асфальт), всего 431 км.
Высота: утро 3920 м., вечер 4010 м.
Набор высоты за день: 950 м
Погода: Утром солнечно. В обед погода меняется, сильный ветер, временами осадки в виде дождя и снега.
Состояние группы: Хорошее.

Краткое описание: Подъем в 4 часа, выход в 6. Утро начинается с подступов к перевалу Найзаташ (4137) (на нашей карте, почему то было обозначено 4300). Подъем пологий, асфальтированный. Оказалось, что перевал действительно трудно заметить, из-за очень пологого подъема и такого же спуска. После перевала делаем второй завтрак у дорожников. Далее начинается долгий (70 км) спуск к Мургабу. Пару раз спуск прерывается мелкими перевалами. В 11 часов попадаем в г.Мругаб. Регистрируемся в ОВИРе, кушаем, и закупаем продукты. В 13 часов продолжаем движение. После города постепенно начинается набор высоты к перевалу Акбайтал (4655). Погода меняется. Появляется сильный ветер. Последние 30 км пути встречный. К вечеру скорость передвижения снижается до 5 км/час. На ночлег останавливаемся в кишлаке Рабат-Акбайтал.


перевал Найзаташ

Каньон

Арка

Река Мургаб

город Мургаб

Город Мургаб

Высохшая земля

К Акбайталу

День 8 (11 мая 2010)

Дневной маршрут: к.Рабат-Акбайтал –  – пер.Акбайтал(4655) – к.Музкол – к.Кара-Куль
Пройденное расстояние: за день 88 км (из них 62 асфальт, 26 гравийная дорога), всего 518 км.
Высота: утро 4010 м., вечер 3930 м.
Набор высоты за день: 870 м
Погода: Облачна. Сильный ветер.
Состояние группы: Хорошее.

Краткое описание: Переводим время на Мургабское (соответствует уфимскому).
Подъем в 5 часа, выход в 7. Утро начинаем с подъема на перевал Акбайтал (4655) . Самый высокий автомобильный перевал в бывшем Советском Союзе. Подступы к перевалу асфальт, сам взлет на перевал гравийный. Подъем на перевал осуществляем пешком. В 10,30 поднялись на  перевальное седло. Тут же устраиваем обед. Спуск гравийный со стиральной доской. При выходе на асфальт попадаем под сильный встречный ветер. Когда дорога выходит из долины реки Акбайтал северный, ветер становиться настолько сильным, что заставляет нас остановиться. Находим яму, прячемся в ней, на случай ухудшения погода ставим палатку, и строим стену. Через час ветер становиться более спокойным, собираемся и движемся дальше. Прорвавшись два узких места меж гор, где ветер наиболее силен, входим в долину, где ветер обращен в спину. Тут пользуемся различными способами ухватиться за ветер (пенка, чехол, расправленная куртка). При относительно малом уклоне, за счет ветра имеем большую скорость (30-40км/час) без педалирования. Таким образом попадаем к кишлак Кара-Куль. Ужинаем в столовой, там же остаемся ночевать. Заранее договариваемся о завтраке.


Кизяк

Перевал Акбайтал

Парусная регата

Кара-Куль

День 9 (12 мая 2010)

Дневной маршрут: к.Кара-Куль – пер.Уйбулак (4270 м) – р.Маркансу – пер.Кызыл-Арт (4280 м) – к. Сары-Таш
Пройденное расстояние: за день 101 км (из них 61 асфальт, 40 гравийная дорога), всего 618 км.
Высота: утро 3930 м., вечер 3180 м.
Набор высоты за день: 830 м
Погода: Облачная. Сильный ветер. Осадки в виде дождя, снега и града.
Состояние группы: Хорошее.

Краткое описание: Подъем в 5 часа, выход в 7. После кишлака Кара-Куль дорого огибает одноименное озеро. За тем начинается подъем на перевал Уйбулак (4270). Подъем асфальтирован и берем его в седле. Спуска с перевала идет в долину реки Маркансу, ее еще называют долина смерти Маркансу. Тут заканчивается асфальт. Дорога гравийная с крупными камнями. В долине сильный встречный ветер. После долины смерти дорога уходит на перевал Кызыл-Арт (4280). Сам перевальный взлет поднимаемся пешком. На перевальном седле расположен таможенный пункт Таджикистана. Пройдя наркоконтроль, получаем приглашение от них попить чай, на что соглашаемся.. Нас предупреждают о планах киргизов заново устроить беспорядки 17 мая. Пограничники были первыми, кто попросили у нас пропуск в погранзону в Таджикистане. После таможенного поста начинается спуск. Дорога сначала грязевая, затем снова по гравийная. На спуск нас накрывает поочередно, то снег, то град то дождь. Таможенный пункт Киргизстана расположен внизу, через 20 км после поста Таджикистана. Таможенники, не под какими уговорами, не выдают нам миграционные карты. Утверждая, что у нас есть доказательство пребывания в стране менее 90 дней, в виде миграционной карты Таджикистана. После поста начинается асфальт. Большую часть дороги до кишлака Сара-Таш движемся в тумане. Возле самого кишлака, внезапно заканчивается асфальт и начинается гравийка. В Сара-Таше обедаем, на ночевку становимся в гостинице за кишлаком. Гостиница очень грязная и неприятная для ночевки, но очень дешевая.


к. Кара-Куль

Куст

Кара-Куль

Перевал Уйбулак

Долина смерти

Долина смерти

Суслик

Сара-Таш

День 10 (13 мая 2010)

Дневной маршрут: к.Сары-Таш – пер.Хатынарт(3541м) – пер.Талдык(3615м) – к.Ак-Босого – к.Гульча
Пройденное расстояние: за день 105 км (из них 13 асфальт, 92 гравийная дорога), всего 724 км.
Высота: утро 3180 м., вечер 1570 м.
Набор высоты за день: 760 м
Погода: Облачна. Осадки в виде дождя.
Состояние группы: Хорошее.

Краткое описание: Подъем в 5 часа, выход в 7. Привычно утро начинается с перевала. Сразу от гостиницы идет подъем на перевал Хатынарт (3541). Дорога гравийная, покрытая свежим снегом. Поднимаемся в седле. Сам перевал и подъем на него в тумане. Практически без спуска переходим к подъему на перевал Талдык (3615м). Тут туман расходится. С перевального седла открывается отличный вид на Алайский хребет. Также открывается вид на спуск с перевала, представленного огромным количеством петель серпантина. В связи с обновлением дороги, спуск по грязи. После спуска с перевала кушаем в ашхане. Тут появляется первые деревья на нашем маршруте после первого перевала. Дальнейший путь лежит все время вниз до кишлака Гульча. Асфальт встречается лишь участками которые недавно положили. За пару километров до конца гравийки встречаем французов на тандеме (едут в Китай и Тибет). В Гульче ужинаем в пельменной. На ночевку встаем в небольшом кишлаке, на подступах к перевалу Чигирчик (2389).

Дополнение: По всем отчетам дорога на данном участке, асфальт. Но в связи с обновлением и расширением дороги, вся дорога гравийная, иногда грунтовая.


Вид с перевала Хатынарт

Спуск с перевала Тылдык

Алайский хребет

Царство зелени

Лошади

Дом

Гульча

День 11 (14 мая 2010)

Дневной маршрут: к.Гульча – пер.Чигирчик (2389) – г.Ош.
Пройденное расстояние: за день 85 км (из них 85 асфальт), всего 810 км.
Высота: утро 1570 м., вечер 960 м.
Набор высоты за день: 930 м
Погода: С утра небольшой дождь. Оставшийся день солнце.
Состояние группы: Хорошее.

Краткое описание: Подъем в 5 часа, выход в 7. С утра начинаем подъем на перевал  Чигирчик (2389). Не смотря на то что набор высоты довольно большой, более 900 метров, за два часа добираемся до верха. Во времена Советского Союза перевал был выше (2406), но для новой дороги верх перевала расчищен, и скошен почти на 20 метров. На самом перевале пьем чай в ашхане. До Оша с перевала идет спуск, который мы преодолеваем, менее чем за 3 часа. В городе обедаем и занимаемся поиском машины.

День 11 (14 мая 2010)


перевал Чигирчик

Обед в Оше

Выброска. (14-19 мая 2010)

Выброска, как и заброска, происходила в три этапа

  1. На автомобиле до Бишкека.
  2. На поезде до Оренбурга.
  3. На автомобиле до Уфы.

Автомобиль для первого этапа нашли в Оше, там, где собираются грузовые автомобили в Бишкек. Многие водители отказываются ехать, в связи с проведением митингов в Джалалобаде. Но мы нашли машину с капустой, которую нужно было как можно скорее довезти. Цена 1000 сом с человека. По дороге часто встречаются посты ГАИ. На одном из постов местные жители под предлогом помощи власти собирали паспорта на запись, а потом пытались вытребовать денег. Так как от нас получили большое сопротивление, и благодаря помощи водителя у них ничего не вышло, и паспорта нам были возвращены. Ехали всю ночь, и утром были в Бишкеке.
Билеты на поезд пытались обменять (с 17го на 15ое), но ничего из этого не вышло. Что бы не задерживаться Бишкеке, в ожидании революции, отправились в Ала-Арчу на такси. Велосипеды оставили в камере хранения на вокзале. Там провели 2 ночи и сходили на прогулку на Аксайский ледник. Утром 17 мая вернулись в Бишкек, и сразу на вокзал. В поезде, на Киргизской таможне были попытки нас высадить, за отсутствие миграционной карты. Наши доказательства сначала не принимали во внимание. Так как взятку мы не предлагали, и доказательства у нас были, нас оставили в покое. На двух Казахских таможнях также пытались снять с различными придирками к велосипедам, но получая отпор, оставляли в покое. На Российской таможне никаких  проблем не было. В Оренбург приехали утром 19 мая.
С Оренбурга до Уфа без всяких проблем вернулись на оставленной машине.


Ледник Аксай

Подъем

Сераки

Вершина Корона

Дополнение
Курс валют на момент путешествия.

  • 1 сомони  = 6,6 руб.
  • 1 сом = 0,66 руб.

Необходимые документы:
Пропуск в погранзону (делается заранее). На маршруте практически не понадобился, но законодательство Таджикистана требует его наличие для путешествия в данном регионе. Для туристов из РФ регистрация в стране на протяжение 30 суток  не нужна. Для въезда в страну достаточно паспорта РФ. Но для избежание конфликтов с таможней, особенно в Киргизстане стоит брать загранпаспорт, в котором могут ставить печати о дате въезда в страну.

Финансовые затраты(в рублях):

Трата Всего На человека
Дорога 46657 11664
Еда 6262 1566
Жилье 3277 819
Снаряжение(аптчека, бензин) 1327 332
Прочее(документы, связь) 6273 1568
Всего 63795 15949

Выводы:
Не смотря на свою бедность, Таджикистан оказался очень гостеприимной страной, хорошо подходящей для туризма. На всем протяжение маршрута, хлеб почти всегда нам доставался даром. На маршруте самым сложным препятствием для нас оказался перевал Кокбай, который сводил две дороги. Перевал оказался покрыт снегом, который днем проваливался до пояса. Для велосипедных маршрутов в это время года перевал плохо подходит. Основные вершины на нашем пути, из-за облачности увидеть не удалось. Несмотря на свою высоты, Памирское плато оказалось совершено бесснежным, а вот Алайский хребет, несмотря на то что почти 1000 метров ниже был полностью покрыт снегом. Несмотря на предидущие пребывания в Киргизстане, после Таджикистана, он показался не столь гостеприимным. О вероятной второй волне революции в Киргизстане нас предупредили Таджикские пограничники, и рекомендовали как можно скорее покинуть Киргизстан. Несмотря на то что покинуть нам его заранее не удалось в приделах страны, проблем у нас не возникло. Основные проблемы были на киргизских и казахских таможнях через которые шел поезд. При этом даже проверок наших вещей н производили, на ходу придумывали правила, которые мы по их мнению нарушили. Только требование доказать наличие правил, заставляли их отказываться от своих претензий.

comments powered by HyperComments

valerij ruppel
2011-12-06 16:19:16
Приветствую Вас Автор и Участники!Вы отчаянные молодые люди.Места конечно прекрасные .Я прожил вэтих краях почти сорок лет...Смотришь Ваш фото альбом и ком к горлу подкатывает...Спасибо Вам ребята за это.... Респект и Уважуха.Будьте предельно осторожны при посещении муслимских стран.....аллах акбар Во Истину акбар....