Veloufa.ru

7 лет назад
Немного о велошлемах

На любых наших соревнованиях и во всех спортивных походах шлем — обязательное снаряжение. Разбирая самые популярные мифы, попробуем показать, что шлем не бесполезен и вне спортивной жизни.

Самый  интересный миф – шлем опасен, поскольку “если очень удачно упасть, то он может за что-то зацепиться, а вытянутая форма при ударе  увеличивает нагрузку на шею”.

Вообще, если очень долго думать, то можно столько таких интересных гипотетических ситуаций придумать…  Вот только на катание уже времени не останется.

На практике – конструкция велошлемов вполне самоочевидна, и придумана умными людьми, поэтому даже недорогие китайские поделки рассчитаны на вполне реальные удары. И поэтому не надевая шлем из-за удара «один на десять тысяч», скорее всего напорешься на обычнейшие 9999 ударов. Наша, слава богу небольшая, статистика это подтверждает: есть несколько с вмятинами на самом пенопласте (в том числе и в районе виска, туда почему-то при падениях удар приходится довольно часто), есть и разбитые в хлам — а вот свернутых шей не наблюдается

“В шлеме же жарко и сам он тяжелый”.

Если бы шлем был глухой металлической каской – да, в нем бы определенно было жарко… Но современный велосипедный шлем — это примерно сантиметровый слой весьма неплохого теплоизолятора (пенопласта) и еще полсантиметра великолепного теплоизолятора (воздуха). Так что солнце может сколько угодно нагревать внешнюю скорлупу – чтобы через шлем начало печь, температура воздуха должна достигать безумных величин.

Прогрев воздуха внутри – это более серьезная проблема. Однако, единственный класс велошлемов, в которых она ярко выражена – закрытые фулфейсы для даунхила. Даже шлемы-котелки проветриваются вполне неплохо, а уж изначально хорошо вентилирующиеся шоссейные и их горные потомки – тем более.

Насчет веса на голове – это в среднем 200-300 грамм, к тому же держащихся на мягкой подкладке, так что шлем воспринимается как бейсболка  (которую к тому же не сдувает). В качестве бонуса – в лесу шлемом удобно раздвигать ветки на уровне головы, которые бы иначе пытались вырвать клок волос на память или ободрать лицо.

“Я езжу аккуратно, и не падаю”.

И на старуху бывает проруха – чем опытнее человек, тем глупее его падения. К тому же, далеко не всегда велосипедист виноват в аварии. Приведем простой пример.

Соревнования *БА-2010, команда возвращается с маршрута. Контрольный срок уже сорван, торопиться вообще некуда. Совершенно пустая дорога, приличный асфальт, легкий уклон, скорость около 30 км/ч. Едущий впереди колонны участник Р. видит лагерь и немного притормаживает. Едущая следом за ним участница Р. видит тот же лагерь, начинает его рассматривать… И не притормаживает. Итог – завал на совершенно ровном месте. У участницы Р., помимо ссадин, содранной кожи и уязвленной гордости обнаруживается хорошо заметный след удара шлемом об руль велосипеда участника Р. как раз в районе виска. Вы можете себе гарантировать, что не окажетесь в такой же идиотской ситуации? И это если вычеркнуть более реалистичные проблемы вроде недавно смененных колодок на переднем тормозе, резвых и непредсказуемых пешеходов или особо наглых автомобилистов.

Последствия удара - бюджетный шлем

Последствия удара - бюджетный шлем

“Хорошо, на соревнованиях шлем обязателен. Но в походе или покатушке  я ответственен за себя сам, так что мне решать, одевать его или нет”.

 

Хорошо, вы ответственны. Замечательно. И группа должна оставить вас такого ответственного валяться в канаве, поскольку вы саданулись головой о камень при падении и в настоящий момент времени находитесь без сознания?

 

Начнем с того, что за вас в любом случае ответственен руководитель похода или организаторы соревнований – как минимум морально, а  в худшем случае еще и юридически. К тому же, любой поход или покатушка – это совместное мероприятие, так что эвакуация пострадавшего (а то и аварийный сход с маршрута всей группы из-за этого) по определению головная боль всей группы. Вариант совсем уж безответственных и бесчувственных сволочей оставим в стороне – зачем вы сами с ними связывались?

 

Поход, средних размеров группа. Участник, очередной Р., во время спуска на гравийном повороте убирается (вылетает с дороги), ломает очки, получает вмятину на шлеме и кучу ссадин на лице… Однако может спокойно ехать дальше. А участник М. в похожих условиях получает немаленькую рану на скальпе, и группе приходится выбирать между продолжением движения и немедленным поиском травмпункта для наложения швов.

Последствия удара без шлема

Последствия удара без шлема

“Этот шлем уродски выглядит”.

Выберите другой. Вариантов даже в Уфе довольно много, а если подключать интернет-магазины – то тем более, можно подобрать хоть под цвет глаз, хоть под цвет рамы. Если уж совсем не нравится форма шоссейной “черепашки” — выберите какой-нибудь из видов котелков, они более консервативны по форме.

“А какой вообще смысл в этой кросс-кантрийной панамке? Вот фул-фейс это дело, а эта ерунда от первой же ветки сломается.”

На фотографии представлен дешевый кросс-кантрийный шлем, стоивший при покупке пятьсот с небольшим рублей. Его владелец П., катаясь в городском парке, встретился лбом  со сломанным деревом. Скорость по понятным причинам определить не удалось, но судя по всему – выше 20 км/ч. В результате удар всех его 105 килограммов (не считая велосипеда) пришелся на переднюю часть шлема. Видно, что пенопласт жестковат (в дорогих моделях он мягче) и конструкция не идеальна (паз для передней лямки – практически гарантированное место излома). Однако, даже такой шлем вполне прилично защитил – ни потери сознания, ни серьезного сотрясения не было.

Бюджетный шлем - полное разрушение

Бюджетный шлем - полное разрушение

Итак, с вопросом «зачем» вроде ясно. Пора переходить к вопросу «какой». Не будем ограничиваться каким-то конкретным видом – для туризма и наших соревнований подойдет любой вид с хорошей вентиляцией, легкий и рассчитанный в первую очередь на скользящие, а не прямые удары.

Мотошлемы отбрасываем сразу – безумная степень защиты, сравнительно большой вес и не слишком сильная  вентиляция. Туда же отправляются всяческие узкоспециализированные каски – например, горные, водные, спелеологические или строительные. Вентиляция в них, как правило, тоже не очень, да и рассчитаны они на другие типы ударов и условия эксплуатации. Пары часов прогулки по лесу (причем без подлеска) вполне может хватить на то, чтобы привести в негодность крепление подвески вполне приличной спелеокаски. Проверено Иремелем. В категорию условно пригодного, попадают различные горнолыжные шлемы (при условии, что не пытаться в них ездить летом).

Шлемы сейчас можно купить и в больших «сетевых» магазинах, и в специализированных. Бюджетные модели (в пределах 1000 руб) имеет смысл смотреть в «Чемпионе» (в основном, их собственный «бренд» Larsen), «Спортмастере» (опять таки, «карманные» CycleTech и B.O.N.E.), и небольших магазинах — спортивный отдел ТЦ «Башкирия», «Спорт» на Спортивной, «Велодом» на Первомайской (есть ли в этом сезоне там что-то — пока не проверяли). В наличии и котелки и обтекаемые модели. Более дорогие шлемы можно посмотреть в «Триал-Спорте», «Пионере» (несколько брендов, все типы включая фулфейсы, а также защита) и «Велотерре» (Limar, в основном шоссейные и горные, немного котелков). Если встретите где-то еще — сообщайте, дополним.

Для долгих поездок лучше всего подходит шоссейный шлем и его потомки. Ключевой недостаток таких шлемов – слишком экзотичный внешний вид, отпугивающий многих любителей. В зависимости от исполнения весьма похожие шлемы могут называться шоссейными или горными (кросс-кантрийными) (есть еще подвиды вроде роликовых). Единственное, в чем производители друг с другом согласны – у горных шлемов есть козырек (часто быстросъемный), в остальном –каких-то серьезных различий между классами нет.

Шоссейные и горные шлемы

Шоссейные и горные шлемы

Второй вариант – шлемы для различных экстремальных дисциплин. В первую очередь это различные котелки. У них баланс смещен в сторону защиты, поэтому в длинных поездках в них может быть жарковато. Однако для туризма такой вентиляции может быть достаточно. А вот шлемы с защитой нижней челюсти (фулфейсы) определенно не подходят, слишком жаркие.

"Котелки"

"Котелки"

При выборе шлема в первую очередь надо обращать внимание на размер – он должен достаточно плотно сидеть на голове. Надо помнить, что не стоит регулировочной «крутилкой» на затылке превращать L (самый большой) в S (самый маленький) – она лишь для точной фиксации после надевания.

Важный фактор – сертификация. В наши края, как правило, попадают шлемы, предназначенные для Европы, которые должны сертифицироваться по EN 1078 (EN 1080 для детских шлемов). Примеры других стандартов – американский CPSC, японский JIS, или, например, Snell. Как правило, стандарт указывается на наклейке внутри шлема, рядом с наклейкой с правилами использования и наклейкой с размером. У нас, увы, наличие сертификации необязательно, поэтому бюджетные модели ее обычно не имеют. Это, конечно, не фатальный недостаток, однако стоит помнить, что, покупая такой шлем, вы надеетесь на инженерные способности и совесть наших братьев из Поднебесной (удосужились ли они хоть один готовый шлем разбить, чтобы проверить, как он ведет себя при ударе). Но лучше несертифицированный шлем, чем вообще никакого. Совсем уж откровенно бесполезных макетов шлемов в наших краях не замечено.

Шлем подороже после удара

Шлем подороже после удара

После выбора размера и модели, стоит оценить полезные мелочи. Для начала – снимается ли подкладочный поролон для стирки (после года-другого активной эксплуатации от запаха вполне могут начаться головокружения и обмороки). Второй важный фактор —  удобство пряжек и застежек (стандартными пряжками регулировать боковые «треугольники» ремешков не очень удобно). Поэтому в средних и дорогих моделях используют нестандартные хитрые пряжки. Дальше идет наличие различных «свисточков и звоночков» — от сетки против насекомых до отстегивающейся «нижней челюсти», превращающей шлем в «кросс-кантрийный фулфейс». Тут уже при покупке решать – нужно или нет.

"Шлемы в естественной среде обитания"

"Шлемы в естественной среде обитания"

Напоследок – для закрепления написанного в инструкции к вашему новому шлему (вы ведь ее читали?). Начнем с того, что шлем не вечен. Первая проблема – солнечный ультрафиолет и пот, которые постепенно разъедают пластик. Так что когда года через два-три вам надоест его вид – у вас будет законный повод сменить шлем на новый. Кроме того, его нельзя мыть с применением различных растворителей – и ни в коем случае не проливать на него «белизну» или ацетон (обычно об этом и напоминают правила по эксплуатации). Наконец, шлем  необходимо менять после каждого серьезного удара, даже если видимых повреждений нет. Трещины могут быть незаметны или скрываться под внешней пластиковой оболочкой, так что при втором ударе шлем может не защитить как следует.

comments powered by HyperComments

gourry
2011-03-05 23:52:44
А то ты его не знаешь:D
Harrek
2011-03-02 23:54:58
Все очень здорово расписано) Все по полочкам и главное с картинками. ВСЕМ и ВСЕГДА советую ездить только в шлеме. Так как сам насмотрелся на множество падений в том числе и "аккуратных" велосипедистов. Кто же кроме вас побеспокоится о собственном здоровье?
Maverick
2011-03-05 22:05:10
Насчет жаркости - все таки в +35 я в шлеме начал ощущать грусть и сменил его на бандану, периодически смачиваемую водой. Сам использую недорогой шлем марки bell, купленный в интернет магазине за 1200 р. Мне шлем добавляет чувства уверенности и безопасности, сложны техничные участки бессознательно начинаешь проходить на больших скоростях, улучшая время.
Maverick
2011-03-05 22:15:57
Чет у участника М. слишком довольная рожа для обладателя немаленькой раны скальпа))
mulk
2011-03-11 10:56:42
В моем первом многодневном велопоходе шлем здорово мне помог. Падение - ободранное лицо, вмятина в височной части шлема, очки в хлам. Но после обработки царапин зелёнкой я поехал дальше. Без шлема была бы черепно-мозговая и поиск больницы посреди дебрей.
Uralla
2011-03-03 10:26:45
Однозначно!
Малыш
2011-03-05 23:18:17
Отличная статья. Я всегда стараюсь кататься в шлеме, ни смотря на то, что порой просто выезжаю покантрить. Понятное дело фулфейс в городе надевать не то что глупо, но и опасно, т.к. тепловые удары никто не отменял, поэтому я всегда катаю в котелке. Фули только на соревнованиях и в горах. P.S. Исправте пожалуйста ошибочку: "... ни серьезного сотрясения не было." Сотрясение головного мозга не деллится по степеням тяжести и относиться к самой легкой ЧМТ. Если давить на тяжесть, то можно так написать: "ни серьезной черепно-мозговой травмы не было."
Алексей
2011-08-18 19:46:35
Совет всем , в темное время суток смотрите не только на дорогу по которой едете , но и преграды над головой , наконец настал тот день ( уже завтра мне снимут швы ) , в общем в позднем времени суток ехал за мотоциклом по тропе , нечего кроме дороги уже не было видно , да и он отрывался от меня , а дороги не знал , разгону дал и поймал что то сверху , срезал 5 см , зашили.... ПОСЛЕ этого случая хочу преобрести шлем , в какую цену мне это обойдётся? http://vkontakte.ru/alekseizrilindaidjest Все кто что может посоветовать в вк.
Лёнис
2011-08-22 17:11:58
Вчера кувыркнулся на ул. Трамвайная (ж.д. дорога помешала моему спокойному телодвижению). На этой неделе пойду искать себе шлем. Однозначно!
Владимир
2014-07-07 12:30:11
В каскетке в городе ехал пот тек, жарко. Шлем на въезде в лес одел совсем другое дело ! Теперь и в городе стараюсь так ездить ;) Шлем Limar 575 - очень легкий и хорошо вентилируется. (это не в рекламных целях)
Владимир
2014-07-02 07:33:03
Безопасность само собой. А еще он красивый ! :) Огромное разнообразие цветов и форм. На любой вкус. Почувствуй себя принадлежащим к клану велосипедистов !