Veloufa.ru

8 лет назад
Медовый 4 к.с.

Нитка: поезд: г. Уфа – н.п. Кропачёво. Вело: п.Корпачево — д. Серпиевка — д. Аратское — г.Катав-Ивановск – д. Лимеза – р.Лимеза– д. Искушта – р.Бриш – д. Ассы – п.Тюльма – п.Реветь – р.Инзер – п.Айгир – трасса Уфа-Беорецк – п.Карталинская западь – г.Белорецк – п.Тирлян – Ур.Рудник – хр.Бакты — Ур.Юрюзань – Ур.Двойнишы – р.Катав – д. Верх.Катавка — г.Катав-Ивановск – г.Юрюзань – д. Катавка – хр.Сука – р.мал.Сатка – Олимпиев кордон – хр.Нургуш – г.Нургуш (1402) – оз.Зюртакуль – трасса М5 – г.Златоуст – п.Урал –Дача – п.Ленинск – д. Мулдашево – д. Орловка – д. Вознесенка – р.Барал – д. Кирябинское-д.Байсакалово – хр.Аваляк – плато г.Иремель – п.Тюлюк – р.Березяк – п.Меседа – г.Трехгорный – г.Юрюзань – ст.Вязовая.  Поезд: пос. Вязовая – г. Уфа.

Участники:
Ямалетдинова Эллина Маратовна — летописец
Мурсалимова Анна Михайловна — медик
Болотов Алексей Владимирович
Нуриджанов Вадим Арсенович — руководитель
Тихомиров Алексей Евгеньевич — завхоз

 Дата проведения: 1-11 мая 2009.

Всего пройдено: 825км.

Группа

Общей смысловой идеей похода являлось возможность проведения поход в условиях межсезонья IV к/с по методике категорирования велосипедных маршрутов 2004 г.

В ходе подготовки к походу участниками, в рамках обучения в школе базовой туристской подготовки, был пройден ряд подготовительных мероприятий: укомплектование необходимым снаряжением (рюкзаки, шлемы, велобагажники, и т.д. ), спортивная подготовка (преодоление затяжных подъёмов и спусков, движение в колонне «колесо в колесо» при сильном встречном ветре), техническое обслуживание велосипедов и групповая езда с соблюдением ПДД.

Спортивная цель похода заключалась в повышении спортивной подготовки и получения опыта движения по местности с наличием локальных и протяжённых препятствий (бездорожье, набор высоты, броды, снежно-ледовые участки).

Главной задачей похода было преодоление участка д. Катавка – хр.Сука – хр.Нургуш – г.Нургуш – оз.Зюраткуль, описание и классификация данного ПП.

День 1, 01.05.2009
Покрытие: асфальт, грунтовка пробег по карте 92 км.
Общий набор высоты 338м, общий сброс 338 м.
п.Корпачево — д. Серпиевка — д. Аратское — г.Катав-Ивановск – д. Лимеза – р.Лимеза.

Выехали из п. Кропачево в 10:15, через 25 минут пересекли трассу М5 и направились в сторону д. Серпиевка. Через 35 минут миновали поворот на пещеру Игнатьевка и за одну ходку* приехали в д. Серпиевка. От д. Серпиевка начинается подъем, который кончается спуском в г. Катав-Ивановск. В 15.11 были в г.Катав-Ивановске. Если повернуть на первом перекрестке направо, можно наткнуться на отличную столовую, где мы и отобедали.

От г.Катав-Ивановска свернули на пос. Бедярыш. После того, как мы пересекли р. Малиновый ключ асфальтовая дорога перешла в грунтовку. По этой грунтовке в течение 2 часов едем до поворота на д. Лемеза. От поворота до деревни спускаемся в течение 7 минут. Перед деревней дороги расходятся — прямо и налево, движение продолжаем по левой (по ходу движения) дороге. Справа от дороги можно заметить пихтовую маслобойню. Через 300 м после маслобойни дорога сворачивает направо и приводит к р.Лемеза, ширина ручья 1,8 м, глубина 0,45 м, дно каменистое, мост разрушен. Между остатками моста и целевым берегом 1,5 м, мы перебрасываем бревна и переправляемся челночным способом.

Проехав еще 7,5 км по грунтовой дороге, выезжаем к р. Лемеза, мост через которую разрушен. Группа водников на целевом берегу собирает катамараны, они обещают переправить нас утром на другой берег.

Опасались за брод, у нас с собой была веревка, но лезть в весенную воду очень не хотелось, спорили кто полезет в воду (Болотов не читает ;) ? решили что он).   Приехали к переправе, к нашему облегчению там отмечает день рожденья группа водников из Екатеринбурга, все уже ленивые и сонные, обещают переправить нас с утра.

*Одна ходка 45 — 50 мин.

День 2, 02.05.2009
Покрытие: лесовозная дорога, грунтовая дорога, асфальт, пробег по карте 74 км.
Общий набор высоты 621 м, общий сброс 721 м.

 

В десять утра подошли к стоянке водников. За два захода мы на катамаранах переправились на целевой берег.

Переправа в межсезонье в этом месте представляет техническую сложность и может оцениваться до 1Б к/т. В 2008 году это же место примерно в то же время мы проходили навесив навесную переправу. Поэтому прокладывая маршрут нужно учитывать, что вода может быть высокой, а водников может и не быть, на такой случай у нас было снаряжение для навесной переправы, но мы обошлись малой кровью, нам повезло.

По заснеженной лесной дороге вдоль левого берега р. Лемеза через две ходки выезжаем на перекресток, на котором сворачиваем на д. Мулдакаево. Через 3 км попадаем в д. Искушта. Далее за одну ходку преодолеваем 10-ти километровый подъем на верхнюю точку водораздела Лемеза-Инзер, с которой в течение 7 минут спускаемся в п. Бриштомак.

От моста через р. Бриш начинается грунтовый подъем, который заканчивается каменоломней. Потратив на этот подъем 30 минут, мы спускаемся в п. Ассы. От п. Ассы нас вновь ждет подъем, на этот раз по асфальтовой дороге. Эти 5 км мы поднимаемся 50 мин. В конце подъема отдыхаем и начинаем спускаться. Через 10 минут асфальтовая дорога поворачивает на право, а в п. Тюльма ведет грунтовка. Через 7 минут, проехав под ж/д мостом, попадаем на правый берег р. Инзер.

Проехав 300м, выезжаем на пешеходный мост и продолжаем движение уже по левому берегу р. Инзер по грунтовой дороге, которая ведет в Нижнюю Тюльму. Вскоре дорога пересекается с трассой Уфа-Белорецк. По трассе понимаемся 450м и напротив источника съезжаем в д. Реветь. Повернув налево, едем вдоль р. Инзер и через 250м подъезжаем к шлагбауму. От шлагбаума через 250 м сворачиваем направо и движемся в течение 10 минут до ж/д моста через р. Инзер.

Пересекаем ж/д пути под мостом. п.Реветь остается слева. По дороге между ж/д путями и р. Инзер за 10 минут доезжаем до стоянки.

Снежное утро, смеялись, вспоминали Виталика, он обещал нам  майские праздники без снега. Все утро ворчали, 3х-местка  Берса казалась нам маленькой, спали как селедки в банке.

День 3, 03.05.2009
Покрытие: грунтовая дорога, асфальт, пробег по карте 33 км. (полудневка)
Общий набор высоты 250 м, общий сброс 75 м.
р.Инзер – п.Айгир – трасса Уфа-Беорецк – п.Карталинская запань.

От места стоянки на р.Инзер по лесовозной дороге и грунтовке, которая идет с правой (по ходу движения) стороны ж/д за 1,5 часа выезжаем к ст.Айгир. Встречаем джиперов которые посоветовали ехать по дороге, которая идет с левой стороны (по ходу движения) ж/д путей. Грунтовая дорога до по.Верх.Манява проблем не доставила, проехали 50 минут, дальше идет щебенка до трассы Уфа-Белорецк, где начинается асфальт.

Перед мостом через р. Большой Инзер съезжаем на грунтовку в п.Карталинская запань и через 11 км, останавливаемся на полудневку на даче у Ани.

День 4, 04.05.2009
Покрытие: лесная дорога, грунтовая дорога, асфальт, пробег по карте 97 км.
Общий набор высоты 395 м, общий сброс 190 м.

От Карталинской запани едем по правому берегу р. Бол. Инзер по грунтовой дороге. Через 40 минут выезжаем на трассу Уфа-Белорецк. Далее по трассе, преодолев 3 подъема, двигаемся в сторону п. Тирлян и за 2,5 ходки доезжаем до Белорецка, где нас ждет долгожданный обед.

После обеда, миновав завод «Мечел», выезжаем на Тирлянскую дорогу и за одну ходку поднимаемся на верхнюю точку водораздела, а еще через 1,5 часа выезжаем к разрушенной станции Тирлян в одноименном поселке.

Правее от станции есть мост, по которому мы пересекаем реку. На краю поселка у левого берега Тирлянского водохранилища берет свое начало бывшая узкоколейка. По ней движемся в сторону особняка, не испытывая особых, затруднений в течение 30 минут. Дальше узкоколейка заканчивается и впереди нас ждет размытая водой грунтовая дорога, по которой едем с трудом, местами приходится идти пешком.

Таким образом, в течение 1,5 ч добираемся до бывшей станции Рудник, где организовываем стоянку. Местное время 8.15

 

День 5, 05.05.2009
Покрытие: лесовозная дорога, узкоколейка, пробег по карте 67 км.
Общий набор высоты 380 м, общий сброс 560 м.
Ур.Рудник – хр.Бакты — Ур.Юрюзань – Ур.Двойнишы – р.Катав
.

Подъем объявлен на 4 утра. Пробуждение в столь ранний час вызвано необходимостью проскочить незамеченными п. Верхнеаршинский и кордон Южно-уральского заповедника.

От места стоянки лесовозная дорога выводит нас на успевшую вчера полюбиться узкоколейку. По ней за 2 ходки, стараясь не нарушить утреннюю тишину, выезжаем к п. Верхнеаршинский.

От поселка узкоколейка начинает медленно взбираться на хребет Бахты. Уклон дороги небольшой и мы за 40 минут въезжаем на седловину. В конце подъема стоит небольшой домик — кордон и шлагбаум, там никого нет, быстро пролезаем под шлагбаумом и проезжаем это место. Спустя час мы подъезжаем к мосту через р. Юрюзань. В этом месте, необычайной красоты, устраиваем перекус.

Через 120м от моста нас ждет брод через ручей, некогда здесь был ж/д мост, видны его обгоревшие остатки. Дальше дорога ведет мимо разрушенной станции Юрюзань, вверх. На протяжении 2,5 ходок поднимаемся на хребет Машак.

Впереди долгожданный спуск, но он заснежен, местами залит водой, поэтому зачастую приходится идти пешком. Спуск занимает у нас 3,5 ходки, за которые мы выезжаем на прямую видимость кордона «Двойниши».

Здесь надзор более строгий, и чтобы обойти пост, мы спускаемся к р. Катавка. Движемся по лесу вдоль правого берега реки и через 20 минут выходим к прижиму, а затем поднимаемся вверх на дорогу и оказываемся уже за шлагбаумом заповедника.

Двигаясь по течению еще одну, последнюю на сегодня, ходку и останавливаемся на одной из стоянок на берегу р. Катавка.

 

День 6, 06.05.2009
Покрытие: грунтовая дорога, асфальт, вездеходный след, пробег по карте 100 км.
Общий набор высоты 876 м, общий сброс 676 м.
р.Катав. – д. Верх.Катавка — г.Катав-Ивановск – г.Юрюзань – д. Катавка – хр.Сука – р.мал.Сатка

От места стоянки за 15 минут выезжаем к д. Верх.Катавка, дальше начинается грунтовая до г.Катав-Ивановск. В г.Катав-Ивановск, заезжаем в столовую и обедаем. После обеда по асфальту доезжаем до г.Юрюзань, где докупаем продукты.

От г.Юрюзань поднимаемся на трассу М-5 и по ней в течении 2,5 ходок едем до поворота в д. Катавка. В деревню ведет 2 х километровый асфальтовый участок, как только начинается деревня сразу же поворачиваем налево п/х (по ходу движения) в первый поворот и спускаемся до последнего дома.

Обходим деревню вдоль забора в сторону хр. Бол.Сука до колонки с водой. Отсюда начинается вездеходный след не перевал хр. Сука. Велопешком за 2 ходки поднимаемся на перевал хр. Сука, отсюда видно хр. Нургуш, Уван. С хр. Сука садимся на велосипеды и не торопясь, спускаемся к р. Малая Сатка.

р.Малая Сатка разлилась и в обход основному руслу 250-300 метров вода идет по дороге. Бродим реку. Брод шириной 20 м глубиной до 0,7м, скорость течения 2,0-2,5 м/с, дно каменистое. На правом берегу реки встаем на ночевку.

День 7, 07.05.2009
Покрытие: лесовозная дорога, грунтовая дорога, вездеходный след, тропа, пробег по карте 31 км.
Общий набор высоты 811 м, общий сброс 791 м.
р.мал.Сатка – Олимпиев кордон – хр.Нургуш – г.Нургуш (1402) – оз.Зюртакуль

Утром делаем разведку, как обойти по лесу обводненный участок, обходим по лесу по правому берегу реки м. Сатка за 8 минут, дальше можно ехать и за 35 минут доезжаем до кордона Олимпиев. От кордона начинается лесная дорога на перевал хр.Нургуш, в основном этот участок приходиться идти велопешком, но некоторые участники умудряются ехать. Подъем занял 70 минут.

На перевале начинается маркированная тропа на гору Нургуш, практически сразу есть снег и сугробы. Передвигаемся поочередно, то челночным способом, то велопешком и через 2 ходки оказываемся выше зоны леса на плато, уклон склона доходит до 25 градусов. На самом плато снега мало, есть курумные выходы, до вершины уклон не большой до 10 градусов, в основном идем по травянистому склону.

Вершина представляет собой большое плато размером с футбольной поле, на верху есть два тура. Снимаем записку группы туристов из г. Набережные Челны.

Спуск с вершины так же маркирован, маркировка заметна на камнях, за 40 минут доходим до зоны леса, тут маркировка теряется и начинается основной сброс высоты, много снега, уклон доходит до 25 градусов.

Берем азимут на лесовозную дорогу, которая идет с оз. Зюраткуль на р.Ай, и через полторы ходки оказываемся на ней, часто встречается маркировка и указатели на оз.Зюраткуль.

По лесовозной дороге можно ехать иногда встречаются заболоченные участки. В конце спуска ближе к пойме р.Малый Кыл начинается заболоченный участок длиной около 2х километров. Спускаемся до озер 1,5 ходки. На самом озере у устья р.Малый Кыл встаем на ночевку, к нам тут же подходят охранники национального парка и говорят, что в это время года стоять на берегу оз.Зюраткуль запрещено в связи с нерестом рыб.

Уговариваем егерей разрешить нам остаться до 7 утра, честно пообещав, что покой беременных рыб мы не будем нарушать ни в коем случае.
В нац. Парке Зюраткуль так же запрещено находиться без билета, и подниматься на г.Нургуш без проводника, поэтому егерям мы сказали что приехали с трассы М5 в обход кордону.

День 8, 086.05.2009
Покрытие: лесовозная дорога, грунтовая дорога, асфальт, пробег по карте 108 км.
Общий набор высоты 534 м, общий сброс 846 м.
оз.Зюртакуль – трасса М5 — п.Медведка – г.Златоуст – п.Урал -Дача

Утром в 7:00 нас будят охранники. Собрав быстро лагерь поднимаемся на хр Мал.Маскаль за 35 минут по грунтовой дороге.

Спустившись вниз справа п/х примыкает дорога ведущая в пос. Зюраткуль, мы едем прямо и через 1,5 ходки подъезжаем к заброшенному карьеру, от него за 30 минут оказываемся на трассе М5.

По трассе проезжаем до поворота на д. Куваши, от д. Куваши начинается грунтовая дорога идущая по сосновому лесу, дорога приводит к ж/д, проехав вдоль ж/д 5 минут пересекаем ж/д в районе станции п.Медведка. От поселка начинается асфальтовая дорога до г.Златоуст, весь пусть занял 3 ходки.

Этот маршрут был выбран в связи с тем что трасса М5 перегружена и не очень хотелось изначально подниматься по трассе М5 на хр.Уреньга (около 10 км подъема), а потом сбрасывать набранную высоту, наш же путь немного длиннее но проходит по неоживленным трассам без большого набора и сброса высоты. Из г.Залтоуста, спрашивая у местных дорогу и немного покатавшись по городу едем в г.Новозлатоуст и далее на трассу М5.

По трассе проезжаем 34 км до границы Европа-Азия, решаем что с нас хватит фур спускаемся по Нитки нефтепроводов вниз к р.Сержанка в надежде что мы найдем короткую дорогу в п.Архангельское и возле д. Урал-Дача встаем на ночевку.

Пока группа ставила бивак, отправляем в пос. на разведку дороги Алексея. Вернувшись, он рассказал, что дорога, когда-то была, но сейчас нет, решаем не искать трудных путей и вернуться на следующий день на трассу М5.

 

День 9, 09.05.2009
Покрытие: лесовозная дорога, грунтовая дорога, пробег по карте 93 км.
Общий набор высоты 329 м, общий сброс 197 м.
п.Урал- Дача – п.Ленинск – д. Мулдашево – д. Орловка – д. Вознесенка – р.Урал — р.Барал

В 9:00 выехали с п.Урал-Дача, через 35 минут по грунтовой дороге до трассы М5, через 20 минут поднимаемся до поворота на п.Ленинск. Проехав 2 км по грунтовой дороге начинается асфальт, идущий до пос. Ленинск. В Ленинске идет утренняя демонстрация, посвященная дню победы, главная дорога перекрыта пожарной машиной, но нам разрешают проехать.

Поселок достаточно большой есть 5 или 6 магазинов, инфраструктуру поселка развивает компания Транснефть у которой тут находиться перекачивающая станция ЛПДС «Ленинск». От Ленинска начинается грунтовая дорога ведущая в пос. Октябрьский, до которого едем 30 минут. В пос. Октябрьский в цетре стоит трансформаторная будка от которой надо свернуть направо, чтобы попасть на грунтовую дорогу до д. Мулдашево, движение заняло 45 минут.

В течении 1,5 ходок дорога идет до д. Мулдакаево, далее едем 35 минут до д. Орловка и оз.Аушкуль. Озеро объезжаем с левой п/х стороны и через 20 минут подъезжаем на прямую видимость к д. Старобалбуково. Не доезжая 1,5 км до деревни сворачиваем на право п/х на полевую дорогу, для того чтобы срезать путь и выйти на грнтовую дорогу Поляковка-Вознесенка. Проезжаем 2 неглубоких брода р.Шардатма и выезжаем к д. Вознесенка за 30 минут.

В пос. Вознесенка есть 2 магазина и красивая, еще не восстановленная церковь. От пос. Вознесенка едем 35 минут до п. Татлембетово. От поселка вдоль опор ЛЭП за 40 минут доезжаем до моста через р.Урал и через 45 минут встаем на ночевку у р. Барал.

 

День 10, 10.05.2009
Покрытие: лесовозная дорога, грунтовая дорога, вездеходный след, тропа, пробег по карте 31 км.
Общий набор высоты 811 м, общий сброс 791 м.
р.Барал – д. Кирябинское-д.Байсакалово – хр.Аваляк – плато г.Иремель – п.Тюлюк – р.Березяк

От места стоянки до п. Кирябинское доезжаем за 35 минут. До п. Новохусаиново за С перевала ведет вездеходный след но быстро теряется и переходит в маркированную тропу, немного сбрасываем высоту и начинаем подъем на плато г.Иремель. Подъем велопешком занял около 2 ходок до таблички указателя направления на малый Иремель и Большой Иремель.

20 минут. Дорога до Байсакалово заняла 1,5 ходки, по лесной дороге. Пос. Байскакалово состоит из 2х-3х жилых домов. Брод р. Белая сложности не представляет.

От брода начинается вездеходный след на хр. Аваляк, ехать можно с трудом, в основном идем велопешком, уклон доходит до 20 градусов, поднялись на перевал примерно за 100 минут.

На плато лежит снег, приходиться тропить. По плато до начало спуска идем 40 минут. Дальше можно осторожно ехать по основной тропе. Через 35 минут нас встречают наши Уфимские друзья у которых разбит лагерь. Алексея оставляем с его подругой и продолжаем движение по тропе и через 20 минут выезжаем на лесовозную дорогу. По дороге до п. Тюлюк спускаемся за 30 минут. От пос. Тюлюк едем до моста через р. Березяк прячем велосипеды и поднимаемся за 35 минут вверх по течению левым п/х берегом до бани, где нас ждут Уфимцы.

День 11, 11.05.2009
Покрытие: лесовозная дорога, грунтовая дорога, вездеходный след, тропа, пробег по карте 31 км.
Общий набор высоты 811 м, общий сброс 791 м.
р.Березяк – п.Меседа – г.Трехгорный – г.Юрюзань – ст.Вязовая

Этот день интереса не представляет, доехали за 3 часа до Вязовой, шумной толпой с нашими Уфимскими друзьями.

В Уфе встретили наши группы из Крыма и Кавказа, остался час до прибытия группы из Карпат.

Заключение:
За 11 ходовых дней пройдено расстояние 825 км, полный набор высоты 6516 м. Маршрут достаточно напряженный, в связи с ограниченными выходными. Пройдено 2 локальных препятствия и 3 протяженных.


Выводы и рекомендации:
 1. Маршрут 4 к/с в пределах Ю.Урала может соответствовать необходимой сложности и напряженности в межсезонье, рекомендуемые сроки с 1 по 20 мая.
2. Нужно учитывать, что в различные годы высота снежного покрова может доходить до 2х метров на высотах более 800 м. Перед планированием маршрута стоит убедиться, что снежный покров позволит пройти заявленный маршрут.
3. Необходимо брать в личное снаряжение рюкзак с удобными лямками для длительной транспортировки, горные ботинки, фонарики или бахилы на ноги.

comments powered by HyperComments

SDTux
2010-02-02 13:01:07
Приветствую! Отличный маршрут и отчет, было приятно прочитать, мы были с велами на Нургуше 6 мая - про вас, наверное, пешие братья говорили (встретили группу из Набережных Челнов на Олимпиевом Кордоне). Только мы ушли дальше на восток. Если интересно, наш отчет здесь: http://velo.darksanime.org/2009/05_01-08/ Еще интересно посмотреть трек ваш, если это возможно.
SDTux
2010-02-03 00:44:39
По трекам меня зацепила фраза: "Берем азимут на лесовозную дорогу, которая идет с оз. Зюраткуль на р.Ай" - что за дорога такая? Это не она ли видна на гуглоземле между г. Лукаш и Нургушом на юго-восток?
vixenka
2010-02-02 21:48:23
SDTux привет! Велком сосед :) Трек конечно есть, но не целиком, мы не писали трек в своем регионе по 100 раз хоженым местам. Мы этим походом обьеденяли ПВД с нескольких сезонов, годов и тд. :) На Алтай мы тоже ездили в этом году, но отчета пока нет, нитка частично совпадает с Вашей :)
vixenka
2010-02-02 21:50:26
SDTux отличный у Вас кстати сайт :)) шикарные отчеты