Veloufa.ru

6 лет назад
Кропачевский матрас

Нитка маршрута: Кропачёво – Серпиевка – Катав-Ивановск – Верх. Катав – перевал хр. Зигальги – Александровка – Тюлюк – баня на р. Березяк – Трёхгорный — Вязовая

Время проведения: 11-13 июня 2011

Заброска: электропоезд Дёма — Кропачёво

Выброска: пассажировозный поезд от ст. Вязовой, в моём случае автостоп

Участники: Руслан Fess, Камиль MFD, Аня Annika, Олег Legin, Алексей Ерастов.

Цели похода:
1. Огрести
2. Увидеть хоть малую часть красот Зигальги
3. Все остальные цели и причины, по которым люди ходят в горы.

Матрасное начало

Как я ненавижу раннеутрешнюю кропачёвскую электричку… Но что ж поделать, раз подписался на «план Б», придётся вставать в четыре ночи. За окном барабанит дождик. Хорошее начало!

«План Б» подразумевал маршрут Кропачёво – Катав-Ивановск – Верхний Катав – перевал через Зигальгу – Тюлюк. Согласились на него 7 человек при условии, что погода будет хорошей. Синоптики же пугали проливными дождями на все выходные. Кое-кто поверил их пророчествам и решил остаться дома. Я же, как обычно, отбросил здравый смысл в сторону….

Рюкзак собран, велосипед смазан, ложусь спать на три часа. Снятся сны, что я проснулся, а уже поздно, и придётся догонять. Как бы не так! Звенит будильник, и приходится вставать уже по-настоящему. Полчаса уходит на чтение случайно подвернувшейся документации к компьютеру ZX Spectrum, 10 минут на одевание, почти час на завтрак и традиционные 7 минут на дорогу до вокзала.

В электричке узнаю, что нас едет пятеро. Поскольку погода налаживается, окончательно решаемся на «план Б». От вчерашнего дождя не осталось и следа. Жизнь налаживается!

Кропачёво. Седлаем коней и велокомпьютеры начинают отсчёт первым километром. Камиль сразу берёт приличный темп. Через полчаса педалирования в голове возникают робкие мысли, а может надо бы уже остановиться? Как оказалось, не один я такое думал.

Без особых усилий накручиваем на колёса десятки километров асфальта. Мимо пролетают посёлки Шарлаш. Аратское, Серпиевка…Ненадолго задерживает первый прокол колеса, и мы уже несёмся по улицам городка Катава.

Пока народ закупается продуктами, отправляюсь осмотреть железнодорожную станцию. Конечный пункт одной из самых красивых железнодорожных линий Южного Урала, построенной в начале прошлого века, ныне представляет собой печальное зрелище. Один единственный действующий подъездной путь, погашенные светофоры, закрытые окна и двери в станционном здании, слабый накат на путях. Не ошибусь, если скажу, что тепловоз с несколькими вагонами бывает здесь не чаще чем один-два раза в неделю. Пригородный поезд до Кропачёво отменили лет пять назад – не выдержал конкуренцию с автобусами. О туристическом поезде на паровозной тяге я и не мечтаю, надеюсь только, что руководство ненавистной ОАО РЖД не надумает разобрать уникальную линию.

А небо, между прочим, затягивают тучи, вдали слышны раскаты грома. Покидаем город и встаём на перекус в уютном сосновом лесочке. К великой радости, тучи проходят стороной, и через полчаса мы снова крутим по пыльной грунтовке. ЖПоследние километры «матраса».

В какой-то момент до меня доходит, что начинает болеть колено. Не хочется верить, но я уже знаю, чем всё закончится. То же самое было в майском походе: сначала болело чуть-чуть, потом настолько сильно, что невозможно было не только ехать, но и ходить. Через несколько дней боль прошла, а я так и не сходил к врачу. Очень даже зря!

Кропачевский Матрас

Дорога кончилась, и дождик начался

Перед нами путь на перевал. Из огромной глубокой лужи берут своё начало лесовозные колеи, по глиняным руслам которых стекают коричневые ручьи, подпитываемые проливным дождём. Здравый смысл – в сторону! Вперёд!

Поначалу казалось, идти невозможно, но вскоре появился азарт, и стало веселее. Представишь только со стороны нашу процессию – невольно хочется смеяться. Какие-то лужи обходились по лесу, какие-то в брод. Стоит чуточку провезти коня посуху, как на колёса наматывается толстый слой коричневой субстанции.

Первая поломка. У Ани на спуске пробилось колесо, камера вылезла и намоталась на спицы. Оказалось, на покрышке в двух местах повредился корд. Благо, предусмотрительный Камиль захватил запасную покрышку.

Залечили и мою больную ногу. У Ани очень кстати оказался эластичный бинт и какая-то мазь. В целебные свойства лекарств я верю слабо, а вот повязка помогла. Хромать я не перестал, но каждый шаг уже не отдавался сильной болью.

Едем дальше. А куда? Направо или налево? Давайте направо, там дорога не разъезжена. Проехали чуточку, поняли, что направление совсем не то, а обратно возвращаться не хочется. Да здравствует азимут! Пока разведывали проходы да бродили ручей, у некоторых появилось желание остановиться на ночлег. Я же пытался уговорить пройти ещё немного, но когда заметил охотничью избушку, сразу же передумал. От такого подарка отказаться было сложно.

Избушка вполне приличная, только бомжёвость несколько повышенная. Печка дымная, пока не разогреется, зато греет отлично. Через полчаса зимовье наполнилось приятным жаром. К моему большому удивлению, разделить со мной тёплую ночёвку согласился только Олег. Остальные предпочли палатку. Но и Олега надолго не хватило – не выдержал жару, и сбежал к остальным.

Спалось замечательно, проснулся с первыми комарами. В приоткрытую дверь уже пробивались первые лучики солнца. Окрестные сосны искрились росой, а воздух был наполнен таким густым ароматом, что хотелось пить его глотками.

Отчётливо слышал, что где-то рядом ходит какая-то большая зверюга. Позже мы узнали, кто это был медведь, который взял у Ани велосипед и катался на нём до тех пор, пока не пробил камеру. Видимо ремнабора у него не с собой оказалось, поэтому он вернул педального коня на то же самое место, сделав вид, что ничего не было. О дырявой камере мы узнали только когда собрались ехать.

Пока просыпались, кушали да собирались, снова заморосило. Сегодня опять предстоит месить глину по дороге на перевал.

Подъём нудный. Лесовозные колеи с ручейками всё никак не закончатся. Попытка срезать путь через вырубку ни к чему хорошему не привела. Срезать-то срезали, но грязи насобирали ещё больше.

В одном из болот у моего ботинка на хромой ноге отрывается подошва. Привязывать бесполезно – снимаю и топаю дальше босиком, точнее в одном уцелевшем башмаке. Разницы большой нет, но так намного веселее.

Наконец вырубки остаются позади. Теперь дорога совсем не накатанная, порой даже теряется. Не сбиться с пути помогают зарубки на деревьях.

Ближе к перевалу мы попадаем в облака. Погода окончательно лишает нас надежды полюбоваться горной тундрой и каменными городками. Одно радует – обилие кислицы. Это такое растение с очень вкусными сочными стеблями. От неё невозможно оторваться – грызу прямо на ходу.

Сам перевал не представляет никакого интереса. Как был лес, так и остался. Даже останавливаться не хочется, сразу начинам спуск. Как же непривычно, что на велосипедах можно ещё и ехать!

На спуске главное не потерять дорогу. Нам повезло: немногим раньше прошла какая-то группа и протропила в высокой траве дорожку. Разведка показала, что двигаемся в правильном направлении.

Тут вдруг у меня случается серьёзная поломка. С утра забыл заправить лямки рюкзака, и одна попала в переключатель, из-за чего последний намотался на спицы. К счастью, «петух» уцелел, выправляю его руками. После десятиминутного ремонта ехать можно, даже некоторые скорости переключаются.

Хребет по-прежнему укрывается в облаках. Холодно и мокро. Решаем, что на гору Антенную мы не пойдём, ведь нужно уже торопиться. Жаль, не увидят мои спутники огромные антенны, непонятно как выросшие на одной из вершин Зигальги.

С каждым километром дорога становится всё лучше. Это уже не лесная тропинка, а хорошая широкая грунтовка. Катиться под горку – одно удовольствие. Спуск, хоть и затяжной, но в целом не такой уж и сложный. Тем не менее, без неприятностей избежать не удалось. У Камиля стёрлись задние тормоза. Как и положено – перелетел через руль. Благо, всё обошлось.

Последний раз клеим пробитую камеру, и въезжаем в Александровку. Давно там не был – лет пять назад. В этой Богом забытой деревушке проживала одна семья и один мужчина. Ни электричества, ни связи. Казалось бы, вскоре от неё должны остаться только воспоминания. Но ни тут-то было! Не верю своим глазам. Новые дома и даже две юрты. Что это, база отдыха?

Наше недоумение проясняет невесть откуда появившийся местный житель. «Живём мы тут. Устали от мирской суеты, а здесь благодать». «Анастасийцы? » – раскусила их сущность Аня. «Ну,что-то вроде того», — смущённо ответил наш собеседник.

Уже после удалось узнать – то ли шутка, то ли правда – что поселились они там в ожидании Конца Света. Не пашут, не сеют, живут тем, что сдают квартиры в городах. Не употребляет в пищу не только мясо, но даже и картошку. Впрочем, не стоит думать о них ничего плохого, мы ведь тоже люди со странностями.

Кропачевский Матрас

Дорога в баню

От Александровки до Тюлюка 17 км превосходной грунтовки. На самом деле она не так уж и хороша, но после глинистой лесовозки показалась нам асфальтированной трассой. Подумаешь, один брод!

Дальше я собирался ехать один, чтобы не тормозить группу. Но меня не пустили. Пришлось с помощью верёвочки делать контактную педаль и вкручивать оставшейся здоровой ногой. Вторая босая и хромая нога висела в воздухе. Наверное, забавно выглядело со стороны!

Небо становится всё темнее и темнее. Зигальга по-прежнему скрывалается от нас за облаками. Лишь воображение рисует на серой пелене очертания Мёрзлого Утёса и Поперечной. Хоть бы на минутку разъяснило! Но нет…

Худо-бедно до Тюлюка доехал. Небольшой передых в кафе – и крутим дальше. Нас ждёт баня на речке Березяке. Три километра по грунтовке, и финишная прямая – лесная дорога с огромными лужами и мокрым мордохлыстом. Снова тащим алюминиевых коней в гору.

Я никогда раньше не ходил с навигатором и с трудом представлял, как с помощью такого устройства (даже двух на группу) можно заблудиться. До бани по прямой оставалось несколько сот метров, нужно было только где-то свернуть с дороги к реке. Сначала в лес ушёл Руслан, остальные тоже стали искать своротку. Потом стали искать Руслана (он не возвращался слишком долго). Потом он вернулся и доложил, что бани не нашёл, видно точка в навигаторе стоит неправильно.

Изрядно окоченев, мысленно стал готовиться к мокрой ночёвке. Терпеть не могу такие мероприятия. Не раздумывая, променял бы одну мокрую ночёвку на три холодных, пусть даже за -30°. К счастью, нужная точка в навигаторе нашлась, а с ней и баня, а в ней и Лёха Uralla. А ведь найти баню проще простого: надо дойти до беседки, и около неё свернуть на тропинку. Всё! Но у нас были навигаторы…

Первый раз за сутки оказываюсь в тепле. Все уже давно спят, кроме тех, кого мы разбудили. Размещаем кухню и палатки в неотапливаемом пристрое. Выходить в пристрой из натопленной комнатки — подобно пытке, даже несмотря на то что надета вся одежда. Пожалуй, так сильно не замерзал ни разу с прошлого лета. В каком-то часу ночи наконец забираемся в спальники и засыпаем.

Поднимаемся по будильнику. Конечно, через полтора часа уехать не получается, а после уже поздно. Народ решает попариться в баньке, а это, как водится, надолго.

Кропачевский Матрас

В суету городов и в потоки машин…

Уезжаю один. До железной дороги километров сто, и тормозить группу я не собираюсь. Домой не хочется, и поэтому настроение прескверное. Как назло, погода наладилась. Нет, чтобы днём раньше! О предстоящей дороге думать не хочется, знаю одно: авось как-нибудь доберусь. «Как-нибудь» и «авось» выручали меня не раз. В этих двух словах можно найти ответы на многие сложные вопросы, на них можно опереться, принимая непростое решение. Действительно, зачем гадать предстоящие события, всё равно заранее ничего не известно.

Дуракам везёт. Только вышел из леса на грунтовку, стал осматривать велосипед, как появился УАЗик. Конечно же, застопился. Водитель – лесной человек, так что нам было о чём поговорить. Узнал, в частности, кое-что о новых жителях Александровки.

До Трёхгорного долетели со скоростью 80 км/ч. Подхожу к остановке – через 10 минут автобус до Вязовой (они бегают каждые 2 часа). Изучаю карту, прихожу к выводу, что лучше всего ехать до М5, и тогда появится призрачный шанс успеть на последнюю электричку. За 19 рублей автобус довозит полубосого велосипедиста до остановки «ЮГРЭС»

Итак, у меня в наличии почти два часа и 32 км впереди. Задача вполне реальная, но только не для одноногого. В то же время, если удастся застопить машину на любое расстояние, победа обеспечена. Отбросив в сторону все разумные мысли, выхожу на дистанцию в своём любимом виде спорта – опоздательном забеге. Впереди тягун.

Но едва проехал метров 200, как передо мной останавливается легковушка, и из неё выходит коллега по работе… Дальше всё и так понятно.

Ерастов Алексей

Отчет о выброске остальной группы

Проводив Леху… группа решила выехать после 14:00 в сторону Вязовой…
предстояло ехать более 60км
Но в процессе сбора выяснилось, что у Камиля порезана боковина задней покрышки… да и обод оставляет желать лучшего
С участием старожилов Ураллы и Випчика был проведен практический тренинг по ремонту покрышек в полевых условия…
Учитывая плохое техническое состояние велосипдеа и посовещавшись с группой решили попробовать уехать на газельке… но к сожалению в Тюлюке свободного транспорта не нашлось…
В итоге группа в составе Камиля, Руслана, Ани и Олега выехала своим ходом только после 18:00…
В Вязовой были в районе 22 часов, где приобрели билеты на скорый поезд Тында-Кисловодск…
В это время отзвонился добравшийся автостопом до Уфы Леха
Далее история с быстрой погрузкой и перекидывание великов через несколько вагонов…
В пять утра уже были в Уфе…

 

comments powered by HyperComments

Alante
2011-06-28 00:04:12
Прекрасный рассказ. Очень понравилось!
Uralla
2011-06-22 23:04:46
http://www.veloufa.ru/zimnij-velosipednyj-poxod-na-zigalgu-0-gryazi/ А это пример того же маршрута на Зигальгу, но в декабре. :) Кстати с воскресенья на понедельник было около 5 градусов. Не мудрено, что вы замерзли.