Veloufa.ru

9 лет назад
Красноусольск – Инзер

Предисловие.

Маршрут похода, о котором пойдет речь в дальнейшем, выстраивался, можно сказать, на ходу. Изначально у меня была идея вновь проехать по маршруту одного из первых моих велопоходов, осуществленном в далеком теперь уже (много событий произошло) 2004 году. Тогда с человеком по имени Марат Шайдуллин, который и приобщил меня к велопоходам мы проехали так: Стерлитамак – Макарово – Кулгунино – Бретяк – Верхний Авзян – Кага – Серменево – Белорецкая трасса – Улу-Елга. Тогдашний поход связан у меня с приятными и не очень переживаниями, такими как совместное распитие водки и общение с веселыми дорожниками, подбросившими нас на «Торосе» через пару перевалов; купание пьяными голыми в водопадике Кукраук; дальнейший провал в памяти опять же на пару перевалов; боли в сердце, после чего я решил ездить все же с велорюкзаком на багажнике, а не за плечами; проливной дождь, промочивший нас насквозь… Это был всего лишь третий мой велопоход.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: примерно 80 ч.

ДОРОГА: асфальт, щебень, грунт.

ИТОГО: примерно 350 км (подсчет по карте и велокомпьютеру).

ДАТА: ночь с 21 на 22 августа – утро 24 августа 2008 г.

УЧАСТНИКИ: Константинов Сергей, Гарифуллин Султан (Rudoi).

НИТЬ МАРШРУТА: Уфа – Кабаково – Карламан. Электричка Карламан – Белое Озеро. Белое Озеро – Табынское – Красноусольский (курорт) – Кургашла – Ташбукан – Исякаево – Макарово – Кулгунино – Бретяк – Верхний Авзян – Исмакаево – Ишля – Улу-Елга – Белорецкая трасса – Инзер.

Часть 1. Выбор варианта заброски и начального пункта маршрута.

Время в пути: примерно 4 часа. Расстояние: примерно 60 км. Маршрут: Уфа – Карламан.

Думаю, мало кто из велоуфимцев в маршрутах по Уралу любит пользоваться так называемыми поездами, а не электронами, то тебе велик разбери-собери, то упакуй в чехол и т.д. Вот и мы с Султаном решили добираться до начального пункта на электроне Карламан – Стерлитамак, а посему в Карламане нам следовало быть в 6 утра. Можно было сесть на ночную электричку Дема – Карламан (из Демы в 4.30, в Карламане в 5.40 – время наше), но этот вариант мы проработали 9 – 10 августа, когда из Демы прибыли в Карламан в 7 утра и ничего не оставалось делать, как ждать инзерский электрон, чтобы проехать потом Инзер – Ассы – Бриш – Лемеза – Катав-Ивановск – Серпиевка с заездом в Игнатьевку – Кропачево. Так что в ночь с пятницы на субботу по холодку мы спокойно проехали по кабаковской трассе до Карламана около 60 км. И еще осталось время подремать…

Подошла электричка, теплая, но узкая, в вагоне один ряд сидений — для двух, другой — для трех человек (кто не знал, будьте теперь в курсе, стерлитамакский электрон таков). Лисапедисты здесь редкие гости, номер с 40 рублями не проходит, нужно платить за билет. Поскольку в тепле мы выспались, погода обещала быть хорошей, то решили мы с Султаном до Стерлитамака не ехать (жаба задушила платить около 80 р, да и народу прибавилось), а выйти на станции Белое Озеро и ехать до Красноусольска, а дальше через Кургашлу и Нижний Ташбукан на Макарово.

Часть 2. Первый день.

Время в пути: примерно 16 ч (7.30 – 23.30) .Расстояние: примерно 110 км. Маршрут: Белое Озеро – Табынское – Красноусольский (курорт) – Кургашла – Ташбукан – Исякаево – Макарово – Кулгунино.

Ближе к Белому Озеру народу в электроне прибавилось, люди, видимо, ехали в Стерлитамак на работу. Название станции и населенного пункта происходит, конечно же, от находящегося рядом озера Белого (Аккуль), достаточно большого по площади. Вот что кратко пишет о нем уважаемый физико-географ-ландшафтовед Максютов Фагим Ахметович:

БЕЛОЕ ОЗЕРО (Аkкyл), озеро в зап. ч. Гафурийского р-на, находится на лев. берегу Белой. Пл. оз. 1000 га, дл. 5 км, ср. шир. 1,5 км, глуб. в ср. ч. 3-4 м. Котловина оз. образована в надпойменно-террасовых отложениях р.Белой, сложена суглинками, песками и глинами. Питается атмосферными осадками, подрусловым течением и многочисл. родниками. В оз. впадает р.Кармалка. Вост. побережье Б.о. представлено поймой и первой надпойменной терр. р.Белой, занято песчаными пляжами, уремой из осины, ивы, вяза, березы, черемухи, ольхи, черной смородины, калины, хмеля. Зап. побережье рассечено глубокими Y-образными оврагами, частично распахано. Б.о. ранее не имело связи с рекой и его пл. была 1500 га. В результате прорыва перешейка бельские воды с Ю. стали проникать в оз., а в сев. ч. уходить в р.Белую. В 1969 оз. было запружено дамбами, что привело к повышению его уровня. Б.о. богато рыбой (лещ, сазан, судак, сом, язь, карась и др.). В 1963 на побережье оз. завезли бобра, к-рый достиг относительно высокой плотности расселения.

От Белого Озера доехали через Антоновку до Табынского, там мост через Белую.

Табынское было основано в 1698 году, имеет свою интересную историю, связанную, в первую очередь, с явлением Иконы Табынской Богоматери, более подробно здесь http://tabyn.narod.ru/krep.htm . От Табынского до Красноусольска прямая дорога, машин много, народ ломится на курорт.

Туда можно проехать и через сам поселок, и окружной дорогой, которой на карте нет, ее для отдыхающих и построили. Не доезжая пару километров до самого курорта мы попали в зону густого тумана, было интересно.

Ближе к самому курорту туман конечно же, рассеялся, вышло солнце, стало теплее, почувствовалось приближение матрасного настроения…

Кому как, а мне этот санаторий нравится. Тем более что мы приехали сюда во время первой мёдокачки и намеревались затариться драгоценным эликсиром, производимым существами, ставшими синонимом трудолюбия. Мало кто знает, что если на Земле исчезнут пчелы, то вскоре исчезнут и люди — посредством каких-то хитрых экозависимостей.

Санаторий построен в долине, в которой течет река Усолка, а из-под горы вытекают три источника с соленой водой. Был основан в 1924 году, более подробно здесь http://www.medtour.info/resorts/russia/bashkiriya/resorts/krasnousolsk/.

Курорт есть курорт, захотелось расслабиться, тем более что поели, попили чаю, заваренном на местной минеральной воде. Вкус, надо сказать, специфичный получился, если принимать во внимание еще и то, что чай привезен из Китая (Улун с женьшенем). Искупались в трех купальнях с ледяной соленой водой, какие-то тетки среди отдыхающих говорили, что это три источника с мертвой, живой и молодильной водой и их надо пройти последовательно, источник с живой водой оказался самым холодным. Недалеко от купален, на берегу реки, народ мажется лечебными грязями, ну мы этого делать не стали. Взбодрившись горячим чаем изнутри и целебной водой снаружи, мы побродили еще немного по территории, открытой для «диких» отдыхающих, купили свежего мёду и собрались дальше.

Время уже было полуденное, туман рассеялся давно, начало припекать солнце, по дороге в Ташбукан через Кургашлу особых достопримечательностей не было. В Нижнем Ташбукане местные показали нам дорогу по направлению на Макарово, причем говорили про асфальт и старый заброшенный полигон, а асфальт-то ведь кончился еще после съезда на Кургашлу.

И действительно, проехали мы по грунтовке, которая вышла на ровную асфальтовую дорогу, ведущую, видимо, к полигону. На нашей двухкилометровке эта дорога была показана уходящей на СВ от горы Бииктюбе и обрывалась километров через 7. Хотелось, конечно, посмотреть, что это за полигон и что от него осталось, да только решили оставить эту экскурсию на другой раз. Поскольку GPS-приемника у нас небыло, а была только карта двухкилометровка, то пришлось нам немного поплутать по полям в поисках короткой дороги на Макарово, попутно перейдя через речку Большая Арметка. Выехали на Макарово через Исякаево.

От Макарово дорога нам была как говорится, одна. Макарово – Кулгунино – Кудашево – Новосаитово – Бретяк – Верхний Авзян.

Следующим пунктом нашего маршрута была так называемая пещера Салавата Юлаева. Почему она так называема, я не знаю, Салават в этих местах вроде бы и не бывал никогда. В интеренете путаница с этими двумя пещерами Салавата (другая возле Малояза). Например, в википедии. Расположение упоминаемой здесь указано правильно, а в описании присутствует река Юрюзань.

Возле пещеры на скалах тренировались какие-то люди, видимо, скалолазы. А скала, видимо, называется Калим-Ускан.

В пещеру мы спускаться не стали, видимо, это сделаем в следующий раз вместе с посещением полигона. Едем дальше, дорога каменистая, особо не напрягаемся, следующий пункт – водопад Кукраук (или Кук-Караук), где намереваемся устроить привал и обед. Водопадик находится рядом с дорогой, место довольно посещаемое.

Вода в Кукрауке оказалась очень вкусной, чай, заваренный на ней, раскрыл, наверное, все грани своего вкуса(которые мы смогли почувствовать в меру своего восприятия). Тем более что у нас был и свежий мед. Чаепитие было почти как по канону:

1)первая заварка – ополаскивание листьев, эту заварку можно сразу разливать по чашкам и пить ее как подготовительную 

2)вторая – раскрытие основного, доминирующего вкуса

3)третья – утончение вкуса и восприятие чая посредством концентрации на ощущениях в теле

4)четвертая – отслеживание благотворного влияния напитка на тело и дух

5)пятая, в нашем случае неканоническая – запивание чаем бутербродов с сыром, медом и сгущенкой.

Добавлю, что чай нужно пить до еды, когда вкусовые рецепторы не забиты, тогда они еще больше раскрываются. Вкус пищи, употребленной после хорошего зеленого, красного или белого чая, становится более тонким и насыщенным, если конечно, вы в силах это воспринять. Воспринимать нам было что – готовили на горелке каши, заправляли их оливковым или льняным маслом и соевым соусом. В-общем, гурманили по мере возможностей. Костёр ни разу не разжигали (жалко было коптить гламурный чайник).

Надо сказать несколько слов о дороге. Раньше в народе(видимо и сейчас) часть трассы Стерлитамак – Белорецк называлась «Дорогой смерти». Все-таки сейчас так говорить нельзя, название это было дано во времена активных лесозаготовок, когда эти места были действительно глухими. Хотя камазисты в том моем первом походе 2004 года говорили, что весной этот путь соответствует своему названию. Здесь и колеса пробивают, и мосты оставляют. Дорога каменистая, попадаются большие валуны. Такое ощущение, что ее не строили, а просто срубили деревья и наездили. Причем эта дорога – от Макарово до Верхнего Авзяна через Кагу и Узян на Серменево есть на НЕтопографических картах, и она обозначена там как трасса (в-общем, это и был так называемый Белорецкий Тракт). Нас догнал мужик на «семерке» и с круглыми глазами спросил, показав одну из таких карт: «Асфальт скоро начнется? Мне сказали, километров через 10, я все еду, еду, а его нет». Кто и где ему это сказал, неизвестно, мы внутренне посмеялись (по-доброму, конечно) над ним, и обнадеживать его не стали, так как асфальт обещал быть еще минимум километров через 50. Дорога идет с запада на восток практически без огибания хребтов, и такая бескомпромиссность была нам по душе. Ехали в гору в-основном на предпоследней-последней передачах. Попался нам навстречу еще позитивный чел на мотоцикле, он менял пробитую на спуске камеру заднего колеса. Также временами на обочине попадались трупы животных, двух лис видели (умирать сюда пришли или сбили их?). Места красивые(звучит, конечно, банально).

После водопада Кук-Караук предстоял довольно крутой 12-ти километровый подъём, а потом ещё перевал через хребет Алатау, где пришлось спешиться и толкать велики в горку, заехать с рюкзаками было практически нереально (ну так-то реально, но бессмысленно).Местами казалось, что достигли уже самой вершины перевала и дальше будет только спуск, ан нет: короткий спуск – крутой подъём.

Ближе к вечеру дорога подошла к достаточно крутому хребту Алатау. Решили перевалить через него, проехать Кулгунино и встать на ночёвку. Стемнело, а поскольку это почти была последняя четверть Луны в августе, то было достаточно темно, и в Кулгунино мы немного замешкались, так как я не помнил, куда мы ехали дальше 4 года назад. В замешательство ещё нас приводили обозначенная на карте дорога, ведущая на юг в сторону Галиакберово и лесовозы(к вечеру и ночи их стало больше), уходившие по дороге, ведущей резко в гору, но эта-то дорога нам и была нужна, пришлось спешиться и немного пройтись. Заночевали в пяти километрах от Кулгунино на поляне — метрах в пятидесяти от дороги.

Часть 3. День второй

Время в пути: примерно 12 ч(11.30-23.30). Расстояние: примерно 100 км. Маршрут: Кулгунино – Бретяк – Верхний Авзян – Исмакаево – Ишля

На второй день просыпаться утром не торопились, также как и собираться. Выспались, хорошо позавтракали и отправились дальше где-то в 11-30. Впереди был перевал через хребет Большой Калу, после него – Кудашево, дальше Горы Липовые. Было жарко, пару раз останавливались искупаться в мелких речках, пересекаемых дорогой. Между Новосаитово и Бретяком в седловине между хребтами Баштин и Ардакты проехали мост через Большой Нугуш и выехали из Ишибайского в Бурзянский район. В этом месте дорога проходит через самую северную зону Башкирского Государственного Заповедника и вдоль его границы, являющейся ещё границей Бурзянского и Белорецкого районов, подходит к хребту Большой Юрматау, а за ним – «просто» Юрматау.

Следующим пунктом был Верхний Авзян, где мы собирались пообедать, а Султан намеревался купить ещё мёду. Въезд в Верхний Авзян с «Дороги Смерти» проходит через сельское кладбище, расположенное на холме и обнесённое невысокой старинной каменной оградой; сам посёлок – в долине. Практически из любой точки посёлка виден одновременно действующий и находящийся на реконструкции храм в честь иконы Божией Матери «Казанская». Кратко об истории Верхнего Авзяна здесь http://ufagen.ru/places/beloretskiy/verkhniy_avzyan.html. Въехав в посёлок и зайдя в местный миниунивермаг, я заметил, что электролобзики и дрели здесь стоят дешевле, чем в Уфе, по продуктам питания тоже был достойный выбор. Пообедали мы на берегу пруда, образованного рекой Большой Авзян. Мёд здесь в начале мёдокачки стоил 1000 р за трёхлитровую банку, и он того стоил. Дальше у нас было два варианта маршрута. Первый — вдоль реки Белой через Кагу(начинался асфальт), Узян — на Серменево; второй – на север до Исмакаево, дальше восточнее Тукана на Ишлю до Улу-Елги. Прикидки по карте показали, что оба варианта примерно равны по километражу, однако выезд на трассу Инзер – Белорецк нам удобнее осуществить в Улу-Елге, ближе к Инзеру. Решили ехать на север – нет асфальта, меньше машин.

Дорога на Исмакаево идет вдоль хребта Большой Шатак, у подножья которого течёт Большой Авзян. Дорога чрезвычайно приятная, пологая, светило солнце, после обеда и поперечного пересечения хребтов с запада на восток мы ехали и кайфовали, а у Султана в рюкзаке ехали ещё 5 кг мёду. С дороги видны все три вершины хребта – Катушка(1043 м), Капкаташ(1099 м), Большой Шатак(1271м). Перед Исмакаево нас догнали местные мачо на телеге. Поздоровались, спросили, почему приехали так поздно, надо было приезжать в начале лета, когда ягоды были, звали в гости на рюмку чая, в–общем, сплошной позитив. Сославшись на то, что, мол завтра нам на работу и надо ехать, обменявшись номерами телефонов, мы двинули дальше. А Исмакаево – село старое, основано в 1724 году.

Километров через 5-6 после Исмакаево должна была быть развилка со столбом, как подсказали местные, где нам надо было взять правее, чтобы выехать на трассу ближе к Ишле (левее – ближе к Тукану). По этой трассе самосвалы возят из старого туканского карьера отходы руды на дальнейшую переработку – в Магнитогорск, вроде бы. Асфальта здесь, конечно же нет, дорога каменистая и пыльная, но более-менее ровная. Развилку мы проморгали, однако выехали все равно туда, куда нужно, благо дело было в сумерках. «Сумерки – трещина между мирами», как говорил Дон Хуан, вот мы и выехали правильно, сориентировавшись непостижимым образом.

Подступала темнота, а нам нужно было ехать еще всю ночь – до Инзера, чтобы сесть на утренний электрон. Ужин мы устроили в двух километрах от Ишли, на мосту через одноимённую реку.

Часть 4. Последняя ночь и утро.

Время в пути: примерно 9 ч (23.30-8.30). Расстояние: примерно 80 км. Маршрут: Ишля – Улу-Елга – Белорецкая трасса – Инзер.

В темноте мы решили не искать ближний к Инзеру выезд на шоссе от Ишли через Карталы и Тихий Ключ, поехали через Улу-Елгу. Был, конечно, ещё вариант в Улу-Елге сесть на сибайский поезд, но мы решили ехать по ночной трассе, тем более что наши фонарики горели исправно, а сонливости не ощущалось, хоть и была усталость.

Выехали на трассу, проехали мост через Большой Инзер, тут усталость решительно дала о себе знать, поэтому мы решили остановиться поспать пару часов, что и сделали неподалёку от моста через реку Юша.

Ночью ехать по Белорецкой трассе хорошо, машины, конечно, есть, но их слышно и видно задолго до их приближения.

Утро выдалось туманным, ветреным и промозглым, дорога была мокрая, наваливалась усталость, есть, однако, не хотелось.

Всё это смещало сознание в особое состояние, когда становишься абсолютно спокойным и невозмутимым, при этом ощущая тихую радость от созерцания окружающего мира. Эта радость усилилась с появлением первых лучей солнца, пробивающихся сквозь туман.

 

comments powered by HyperComments

Sobol
2009-02-02 21:21:55
Скала, на которой тренировались скалолазы, называется Калим-Аскан :)