Veloufa.ru

10 лет назад
История Велотуризма

Официальная история велотуризма в России началась с Санкт-Петербурга. 4 марта 1895 года в С.-Петербурге было основано Общество велосипедистов-туристов (Русский туринг-клуб) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и других городах. «Поводом к образованию Общества, – объяснял впоследствии его ежегодник, – послужило широкое распространение в нашем отечестве низки двухколесных велосипедов, которые перестали считаться забавой и развлечением состоятельных людей, а стали служить для практически целей как способ удобного и скорого передвижения, в особенности при больших путешествиях».

Создание Общества было вызвано еще и тем, что участились разногласия среди членов прежних организаций, объединявших одновременно любителей путешествий и спортсменов. «Мы самым решительным образом прощаемся с гоночным спортом, со всякими проявлениями состязательной борьбы…» – провозглашали учредители Общества.

Большое внимание Общество велосипедистов-туристов уделяло совместным поездкам по разработанным и вновь осваиваемым маршрутам. Даже существовал порядок организации и проведения таких поездок, который, кстати, мало отличался от нынешних. Все участники были обязаны подчиняться указаниям руководителя группы (командора), который ехал впереди. Обгонять его никому не разрешалось. Замыкал колонну помощник командора, в обязанности которого входил контроль за порядком движения и оповещение ведущего в случае отставания кого-либо из участников или при необходимости остановки. В черте города и в людных местах группа передвигалась колонной по одному на расстоянии не менее одного велосипеда друг от друга (полтора метра). На просторных дорогах, с разрешения командора, можно было перестроиться в два ряда. Наиболее отличившиеся в таких поездках награждались в конце велосипедного сезона особыми жетонами (значками). В расчет принималось только то число верст, которое данное лицо совершило вместе с остальными участниками поездки и при непременном условии выезда с назначенного сборного пункта, а также возвращения вместе с остальными участниками в город.

Общество быстро росло, расширялся его состав и представительство. Если 15 марта 1895 года в Обществе велосипедистов-туристов состояло 27 членов-учредителей, то в 1899 году – около тысячи человек. Представительства общества были открыты в 135 городах России. В 1901 году Общество велосипедистов-туристов преобразовано в Российское общество туристов (РОТ). В 1914 году насчитывалось около 5 тысяч членов РОТ, главным образом представителей имущих классов. В канун революции 1917 года число членов РОТ резко сократилось. После революции оно распущено не было, однако в последующие годы людям было, конечно, не до велотуризма. В 1928 году на основе РОТ было создано Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), которое занималось в основном экскурсионной работой, развитием туристских баз и маршрутов, а удельный вес самодеятельного туризма занимал весьма скромное место. Также распространенной формой работы общества стало направление отрядов туристов на время отпусков в деревни, аулы, кишлаки для проведения политбесед с сельским населением и помощи ему во время сева и сбора урожая.

В эти же годы в велотуризм вступает и Башкирия. Первый в Башкирии велопробег совершили летом 1935 года четверо студентов Уфимского педагогического института, пройдя по дорогам Башкирии за 22 дня 2500 км, в том же году состоялся велопробег Уфа-Новосибирск.

В 1936 году ПТЭ было ликвидировано, а работа по туризму, материальная база переданы профсоюзам. При ВЦСПС организовано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ). Впоследствии была создана Всесоюзная секция туризма, а практическая туристская работа велась в спортивных обществах. Основное звено – туристская (туристско-альпинистская) секция – существовало при низовом совете спортобщества на предприятии или в учебном заведении.

В 1962 году ТЭУ реорганизовали в советы по туризму, а в ВЦСПС образован Центральный совет по туризму (с 1969 года – Центральный совет по туризму и экскурсиям). Самодеятельный туризм окончательно перешел под опеку профсоюзов. Количество категорий сложности велопоходов увеличилось до пяти.

Велотуризм в послевоенный период возрождался трудно и долго. Клубы туристов в 60-м годам возобновили свою работу почти в 150 городах СССР, но далеко не во всех были велосипедные секции.

В шестидесятые годы велотуристские секции и клубы заработали в Ростове-на-Дону, Горько, Караганде, Харькове, в семидесятые – в Житомирской области, Рязани, Казани, Владимире, Донецке, Запорожье, Таллине, Уфе, Белоруссии, Латвии. Потом эти города и регионы стали основными центрами организованного велотуризма, здесь больше всего проводилось слетов и соревнований, активно работали школы велотуристской подготовки, а самое главное – проводились походы и выходного дня, и многодневные. В этих городах полномочия маршрутно-квалификационных комиссий достигли своего потолка, выпуская группы на маршруты высшей V категории сложности. Велотуристы в первую очередь из эти городов и республик совершили прорывы в новые для велотуристов районы, здесь придумывали новые формы походных мероприятий.

В 1976-77 гг. создаются федерации туризма советов по туризму и экскурсиям. Федерации возглавили всю организационную работу по самодеятельному туризму. При них организуются комиссии по видам туризма.

Восьмидесятые годы вместили в себя пик велобума в нашем отечестве, который увеличил и количество путешествующих по разным районам страны. В областях и республиках СССР одно за другим появлялись новые объединения велотуристов, проводились слеты и соревнования, изобретались массовые мероприятия, организовывались сложные экспедиции в труднодоступные районы, осваивался «плановый» велотуризм (походы с турбаз по путевкам). В восьмидесятые годы становятся популярными два вида массовых соревнований: ралли и триал. И то, и другое обычно входит в программу областных и республиканских велотуристских слетов, а также комплексных слетов с участием представителей разных видов туризма. Но это – для самых умелых и ловких. В то же время рос интерес и к массовым ралли для всех желающих, по сложности доступным любому умеющему ездить на велосипеде человеку. Например, в Уфе в июне объявляли массовые ралли, трасса его составляла 20-25 км. Каждый участник сам задавал себе время прохождения трассы, секретарь записывал это время в контрольную карту. Но при одинаковых штрафах выигрывает тот, кто прошел трассу быстрее.

В конце восьмидесятых открылся «железный занавес», и первые смельчаки поспешили воспользоваться возможностью посмотреть на других, себя показать. Велосипедисты СССР стали участвовать в международных слетах, совместных с иностранными туристами велопоходах. Открывался новый этап отечественного велотуризма – зарубежный.

В последнее десятилетие советского периода охарактеризовалось ростом рядов любителей путешествий на велосипедах, причем не только в рамках системы Центрального совета по туризму и экскурсиям и его подразделений так называемого самодеятельного туризма, но и в других структура, а то и в виде стихийно возникающих групп, как говорится, «по месту жительства». Явно выросло и число путешественников-одиночек, и туристская общественность на них уже не смотрит, как на неких отступников от общепринятых норм и законов.

В велотуризм активно внедрялись элементы велоспорта. Речь не только о моделях велосипедов, на которых туристы отправлялись в ближние и дальние вояжи (уже почти не осталось таких, кто предпочитал дорожные велосипеды с одной передачей), или, скажем, об экипировке. Все более прочное место в «ассортименте» велотуристских мероприятий повсеместно занимали велоралли, марафоны, а также еще совсем недавно никому не известный триал.

Крутой поворот в жизни нашей страны на стыке 80-х и 90-х годов сказался на велотуризме. В корне изменилось все: обеспечение самими велосипедами, организационная структура велотуризма, география путешествий, даже стиль езды. В нынешней России прекратила существовать централизованная подпитка организованного самодеятельного туризма из профсоюзного бюджета, а по сути – из средств, зарабатываемых мощной индустрией так называемого планового туризма под эгидой Центрального совета по туризму и экскурсиям. Многим туристам, в том числе велосипедистам, стало не до походов, глагол «жить» в разговорах все чаще заменялся глаголом «выживать». В девяностых годах число туристских клубов бывшей системы ЦСТЭ, по сравнению с восьмидесятыми годами, уменьшилось примерно втрое (с 700 до 200-250). Снизилась регулярность и массовость слетов и соревнований. Тем не менее основной костяк самодеятельных туристов «не сдавался», продолжая выпускать группы в походы, проводить школы туристской подготовки и т.д.

В конце 1990 года состоялся учредительный съезд Туристско-спортивного союза России (ТССР) – самостоятельной общественной организации, которая поставила своей основной задачей объединение самодеятельных туристов страны независимо от способа передвижения. В 1993 году ТССР обновил Правила проведения туристских спортивных походов, Положение о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях и другие документ. Спортивный турим, в том числе велосипедный, был включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию.

К середине 90-х годов туристская общественность России стала потихоньку оправляться от шока, вызванного крутым виражом, который заложила страна на дороге истории. Появилось новое, в советские времена совершенно невозможное, направление в велотуризме – совместные путешествия наших и зарубежных путешественников. Всплеск и интереса к России приходится на начало 90-х гг., когда стало хорошей традицией, что знающие иностранный язык российские велотуристы сопровождают велогостей из дальнего зарубежья по просторам нашей Родины.

К середине 90-х годов снова наметился рост количества массовых мероприятий по велотуризму. Но что характерно для проходивших в эти годы велотуристских соревнований, марафонов и чемпионатов: в каждом из них соревнуются самые умелые и тренированные спортсмены, которых набирается, как правило, несколько десятков человек – это на огромную территорию страны!

Как поживает центр велотуризма в Башкирии? Велотуристское объединение РБ, благодаря усилиям Александра Ивановича Старкова возобновило свою работу. Снова начали проводиться, правда, пока нерегулярно, походы выходного дня, многодневные спортивные путешествия. Но особенно велотуристов Уфы притягивает Европа, их маршруты пролегли по разным странам дальнего зарубежья.

В 90-е годы происходит интенсивное слияние велосипедного спорта и велотуризма: четкую границу между велотуристами и велоспортсменами провести трудно. Темп движения отнюдь нельзя считать главным критерием. Принципиальное отличие всегда было в том, что велотурист на маршруте (на трассе, на дистанции) не стремится ехать как можно быстрее с целью выиграть во времен относительно других участников, а у велоспортсмена это главная цель.

Раньше шоссейно-гоночный, сугубо спортивный, стиль велопутешествий был уделом спортсменов (действующих и оставивших спортивную арену) и лишь небольшого количества велотуристов. Теперь он, не без влияния со стороны Запада, все больше утверждается и в нашей стране. Это прослеживается даже в терминологии: велотуристские законы и правила теперь пестрят такими словами как «спортивный поход», «соревнования», «чемпионат» и другими. Становится очень модным новый стиль велоезды, зародившийся в США, – бездорожный быстрый, или, как его еще называют, агрессивный – на так называемых горных велосипедах с широкими шинами («маунтинбайках»), пришедший из велокроссов по пересеченной местности, из соревнований типа «триал», из спортивных велоралли. На этих велосипедах ездят, что называется, не разбирая дороги, первоначально – по горным тропам. В многодневном туризме, по крайней мере в нашей стране, такой стиль пока не нашел широкого распространения, но поездки выходного дня – это ведь тоже велотуризм.

Ежегодно стали проводиться Чемпионаты России по велосипедному туризму. Как правило эти соревнования проводятся каждый год в разных регионах. В 1998 году такой чемпионат проводился в Белорецке. Это был единственный чемпионат в Башкирии. До 2006 года Чемпионат России имел федеральное финансирование. Но после весьма спорных соревнований 2006 года в Татарстане, Московское отделение федерации велотуризма отказалось от финансирования Чемпионата России.

Что же касается Федерации в Башкирии, как уже упоминалось, основанной А.И.Старковым, то она базировалась сначала в областном клубе «Орион». Здесь проводились регулярные занятия по подготовке велотуристов, в том числе по ориентированию, умению вязать узлы и даже по лекарственным травам. Воспитанники клуба постоянно совершенствовали свое спортивное мастерство и неоднократно побеждали на местных и всероссийских соревнованиях.

В 2000 году А.И.Старков умер и федерацию возглавил его ученик Руслан Султанов. Он организовал собственный велоклуб на базе турклуба «Современник» при объединении «Апельсин». Спортивная команда этого клуба в основном состояла из студентов, но также работа велась и с подрастающим поколением: дети в основном школьники 12-18 лет также постоянно ездили на Всероссийский слет среди учащихся по велотуристкому многоборью, участвовали в местных соревнованиях, ходили в походы. Что же касается костяка – взрослой команды – то они начали заниматься, когда еще горных велосипедов практически не было. Были спортивные, шоссейные очень высокие велосипеды, с рулем-баранкой. И в 2002 году Минспорта для башкирского велоспорта покупает первые байки. Шесть штук – на команду. Как раз тогда спортсмены «Современника» поехали на соревнования в Волгоград через Москву. В Москве купили новые велосипеды, собрали их, первый раз на них сели и тут же – на Чемпионат России. В этот год только Екатерина Султанова в личном зачете смогла занять второе место. А потом постепенно башкирские велосипедисты стали набирать силу, команда стала тренироваться и в 2004 году впервые стали чемпионами России в общем командном зачете, то есть комплексном зачете соревнований. А в 2005 году Ярослав Кучук первым выполнил звание мастера спорта по велотуризму в Башкирии. Но к сожалению, в присвоении звания мастера спорта ему отказали из-за несвоевременной подачи документов. А в 2005 году наши велосипедисты поехали в Екатеринбург на Кубок России, где заняли первое место, после чего всей команде присвоили звания: три мастера спорта и один кандидат в мастера спорта.

Также начиная с 2002 года проводятся и местные соревнования. Ежегодно в мае проводят в Уфе на Монументе дружбы соревнования памяти А.И.Старкова по фигурному вождению велосипеда. Также ежегодно в июне-июле в Аше проводятся зональные соревнования или Кубок Урала (в зависимости от финансирования). Эти соревнования, как и Чемпионат России, включают три вида дистанции: фигурное вождение, триал и ралли.

Не забывают башкирские велоспортсмены и про туризм. Так в 2005 году группа из 7 человек под руководством Руслана Султанова ходила в поход на высшую в велотуризму категорию – пятую – по западному Кавказу.

В том же 2005 году Александр Кучук и Алексей Алешин сделали первое в Башкирии показательное выступление на велосипедах, которое включает в себя различные экстремальные трюки как, например, прыжки через людей. Такие шоу удобные, красочные, зрелищные, а потому неизменно привлекают к велоспорту новых поклонников.

Вся информация взята из книги «Велосипедный туризм» (сост. А.А.Булгаков. – М.: Ключ, 1998. – 624 с.: ил.)
и беседы с Екатериной Султановой.

Автор Мария Япрынцева

comments powered by HyperComments