Veloufa.ru

7 лет назад
Выбор велосипеда

На практике, любой велосипед выбирается по цвету рамы. Будь он хоть трижды идеально сбалансированным по навеске, с идеальной геометрией – если душа не лежит, «ехать» он не будет. Однако, перед походом в магазин лучше ознакомится с типовыми вопросам, возникающими при выборе. Текст составлен как сборник ответов на них, по возможности – с обоснованием «на пальцах».

 

— Когда стоит покупать велосипед?

Готовь сани летом

Готовь сани летом

Краткий ответ: в любое время.

Полный ответ: У каждого сезона свои плюсы и минусы.

Осень – пора скидок, но ассортимент уже ощутимо просел, самых ходовых моделей в нужной ростовке может и не быть. Ближе к концу осени летние коллекции в магазинах убирают, и смотреть, что есть в наличии, становится очень неудобно. Б/у – предложений не очень много, но есть время подумать и выбрать.

Зима – мертвый сезон. Хотя можно шататься  по спортивным магазинам, выяснять, когда ориентировочно начнется весенний завоз и ждать каталогов. На витринах мультиспортивных магазинов велосипедов практически не остается. Предложений по б/у также почти нет.

Весна – самое горячее в плане покупок время. Неоправданно горячее. В это время ассортимент максимален, но и цены тоже (хотя «триал-спорт» в 2009 и 2010 году и в сезон объявлял весьма приличные скидки). Б/у разлетается со скоростью пирожков в базарный день.

Лето, особенно конец – самое вкусное время. К середине-концу лета начинается сезон скидок, а выбор в магазинах пока еще неплох. К концу лета начинают выставляться на продажу велосипеды, откатавшие летний сезон.

 

— Где стоит покупать велосипед?

Краткий ответ: в специализированных или мультиспортивных магазинах.

Полный ответ: Список несколько субъективен, и подлежит дополнению. Составлен по состоянию на 2010 год. Описание классов смотри ниже.

«Чемпион» (Пр. Октября 142, Революционная 12, Мира 28, Менделеева 134): В 2010 ввозили начальные модели фирм Trek и Merida, кроме того, стоят остатки более дорогих велосипедов старых лет. Также возили ныне скончавшийся Atom. Из бюджетных моделей – Stels и Larsen (внутренний бренд «Чемпиона», в 2009—2010 – Forward с другими маркировками). Скидки – в основном в конце сезона. Основные направления – АТБ (см ниже), город, немного прыжковых моделей, остатки непроданных шоссейников.

«Триал-спорт» (Клавдии Абрамовой 6, 50 лет Октября 15): Магазин с самым приличным выбором. Представленные марки – GT, Jamis, Mongooose, Norco, линейки начиная с бюджетных и заканчивая весьма серьезными спортивными моделями. Проблемных моделей практически не встречается (кроме комфортов), часто бывают акции, по которым можно прилично сэкономить. Основные направления – горные всех классов (АТБ, прыжковые, кросс-кантри,, фрирайд, даунхилл), есть приличные акксесуары, немного запчастей и велоформы.

«Пионер» (Пр. Октября 158): Одна из самых приличных мастерских в городе, большой выбор запчастей. Велосипеды – выбор есть, но немного хаотичный. Марки в наличии: Forward (из интересного – номерные, из менее интересного – куча именных моделей), Stels (старшие модели), Kelly’s, Bergamont. Ассортимент – в основном АТБ и городские, есть как интересные модели, так и те, на которые и смотреть не стоит.

«Велодом» (Первомайская 96) : приличный выбор Stark (по большей части – интересных), из бюджетных – «Урал» и BlackOne. Некоторое количество запчастей и велоформы. Основное – АТБ, есть некоторое количество городских и шоссейных велосипедов.

“Велотерра” (veloterra.net), ул. Пархоменко, 97 – оффлайн-представительство магазина veloforma.ru и самый молодой из хороших уфимских веломагазинов. В продаже – Cube (по вполне гуманным для этой марки ценам), Fuji, и более бюджетные велосипеды. Кроме велосипедов – приличный выбор формы, запчастей и шлемов. Активно работают с шоссейными велосипедами. Примечание: ассортимент запчастей на сайте отражен не полностью.

«Автобагажники» (50-лет Октября 15). С 2010 возят туристическое снаряжение Discovery, а также велосипеды Specialized. Цены адекватны, основные классы – АТБ и хорошие городские, немного фрирайдных и даунхильных.

«Спорт-Мастер» (Пр. Октября 4/1, Жукова 29, Бульвар Ибрагимова 68)- в основном торгуют велосипедами своих дочерних марок (раньше Nordway, с 2010 года – Stern). Аппараты сомнительные несколько, цены, деликатно скажем, завышены. Раньше возили Kona и Trek, в 2010 – завезли только Trek самых младших моделей с безумным ценником.

«Спорт» на Спортивной. В основном именные Forward, интересных моделей практически нет.

«Велик», «Турин» — без комментариев.

 

— «Сколько пружинок должно быть у велосипеда»?

Краткий ответ: С передней амортизационной вилкой.

Полный ответ: По типу подвески велосипеды делятся на:

— Ригиды: велосипеды без амортизаторов. Гашение колебаний идет за счет шин и упругих свойств рамы. Прилично сделанный ригид может быть менее тряским, чем велосипед с дешевой передней вилкой на относительно приличных покрытиях. К тому же, раскачка передней вилки съедает немалую часть энергии, которую велосипедист вкладывает в педалирование. Это в теории красиво, но на практике — на сложных покрытиях (камни, ухабистые грунтовки) на ригиде трудно выбрать удачную траекторию. Поэтому в наши дни ригиды обычно предназначены для асфальта.

Классический дорожный ригид

Классический дорожный ригид

В  Уфе практически все продаваемые ригиды –  складные или городские. Да, еще шоссейные велосипеды – по определению ригиды. А вот если в продаже попадется горный ригид – можно смело игнорировать его. Все приличные ригидные МТБ в Уфе или остались с незапамятных времен (это по разряду красной книги), или привезены на заказ (в основном, это отечественный титан).

— Хардтейл: самый распространенный тип горных велосипедов, с амортизацией переднего колеса. Недорогие вилки посредственно гасят мелкие колебания, но хоть как-то работающая вилка снижает усталость рук от сильных ударов, позволяет быстрее ехать по бездорожью и компенсирует мелкие ошибки ездока. В городе и на трассе она менее актуальна, но тоже полезна. В Уфе среди приличных недорогих МТБ альтернатив хардтейлам нет.

— Софттейл: дикая экзотика. Имеется «амортизация» заднего колеса за счет упругости нижних перьев и короткоходного амортизатора, встроенного в разрыв верхних перьев. Конструкция сомнительная по эффективности, в наших краях вообще не встречается.

— Двухподвес: велосипед с подвеской обоих колес. Основная прелесть – колеса грамотно построенного двухподвеса находятся в контакте с дорогой большую часть времени. Благодаря этому – лучше управляемость и выше средняя скорость на бездорожье. В минусы – раскачка при педалировании, особенно мешающая на асфальте. С ней приходится бороться хитрыми системами амортизации и грамотной настройкой геометрии подвески.

Попробуйте без поллитры разобраться, почему он едет настолько хорошо

Попробуйте без поллитры разобраться, почему он едет настолько хорошо

Собственно поэтому хороших дешевых двухподвесов не бывает – разработка правильной геометрии стоит приличных денег. Китайцы же в лучшем случае передирают размеры скакой-нибудь старой рамы, творчески ее «дорабатывая». Получившиеся в результате монстры, конечно, эффектны… Но не слишком эффективны. К тому же, сами шарниры подвески несут приличные нагрузки и работают в грязи, так что дешево и хорошо их не сделаешь. Так что о двухподвесе стоит задумываться, имея в кармане как минимум тысячу долларов (или около того).

 

— Сколько будет стоить нормальный велосипед, и какой велосипед лучше выбрать?

Краткий ответ: 12-35 тысяч рублей, оптимум – в районе 15-25.

Полный ответ: Основная масса добротных велосипедов в Уфе — класса ATB (All Terrain Bike). Иначе говоря, «просто горные» велосипеды. В зависимости от фирмы-производителя их могут называть по-разному, но чаще всего их назначение «прогулочное кросс-кантри».

В переводе на русский, это велосипед с крепкой (но тяжелой) рамой; сравнительно короткой и высокой посадкой; «комфортным» седлом; приемлемыми бюджетными колесами; добротной навеской среднего уровня; рабочей, но не слишком эффективной вилкой.

Рабочая лошадка ВелоУфы

Рабочая лошадка ВелоУфы

Описание выглядит не слишком привлекательно? На практике, это рабочая лошадка, к подбору компонентов и дизайну которой приложили руку грамотные люди. Посадка и седло не настолько недружелюбны к новичку, как на профессиональных аппаратах, и вполне позволяют проезжать приличные расстояния. Крепости рамы хватает для езды с груженым багажником, быстрого движения по весьма ухабистому бездорожью и базовых прыжковых техник.  Запас живучести навески при нормальном обслуживании тоже неплох.

Примеры таких велосипедов: GT Agressor/Outpost/Avalanche, Jamis Trail/Durango, Norco серии Adventure (Bushpilot, Scrambler, Storm и другие), Specialized Hardrock/Rockhopper, Merida Matts/TFS и многие другие.

Другая разновидность велосипедов в этой ценовой категории – велосипеды для легкого фрирайда. Их основное назначение – быстрая езда по безумно ухабистым трассам. Так что это усиленные рамы, рассчитанные на установку вилок с большим ходом, часто – с одной звездой спереди и цепегасителем. Если вы не планируете такого экстремального применения, то у них есть единственный плюс – они весьма эффектно смотрятся. С тремя звездами спереди и правильно настроенным седлом, они могут использоваться и для обычного катания, но это – не их стихия.

Велосипед для фрирайда

Велосипед для фрирайда

Еще один вариант – велосипеды для стрита или дерта. Их стихия – прыжки, так что вид у них весьма характерный – низкие короткие рамы, опущенные до упора седла. Только не надо путать их с БМХ (что-то мелкое с колесами как у «Камы»). В своих дисциплинах хороши, их могут использовать для даунхила (на безрыбье), но для езды на средние и дальние расстояния, особенно с приличным рельефом, они приспособлены плохо. При выборе такого велосипеда лучше заранее изучить возможность его переделки в односкоростной.

Найдите десять отличий от прошлой фотографии без рулетки

Найдите десять отличий от прошлой фотографии без рулетки

Примеры таких велосипедов: GT Chucker, Stark Pusher/Shooter, Norco 125.

Шоссейные. Если вы настроены брать шоссейник, то такой текст вам скорее всего не нужен.

 

— А если я столько себе позволить не могу?

Краткий ответ: Лучше накопить.

Полный ответ: Есть несколько брендов, которые можно рассматривать как сверхбюджетные. Как правило, их особая примета – то, что помимо откровенного хлама они делают и приличные модели начального уровня. Навскидку, в Уфе из таких продаются Stels (интересны старшие навигаторы, хотя в их модельном ряду сам черт ногу сломит), Forward (особенно номерные модели и почивший в бозе Format), Larsen (карманный бренд Чемпиона, в 2009—2010 их делал тот же Форвард), Stern (интересны младшие модели, старшие за свои деньги не слишком адекватно укомплектованы).

Как правило, они весьма тяжелые, и с надежностью могут происходить… Самые неожиданные вещи. Как велосипеды для походов использовать их не рекомендуется. Как минимум без запаса запчастей, и адекватного знания матчасти.

Чтобы разобраться в этом бестиарии лучше запомнить несколько правил:

А) Никаких двухподвесов!!!

За эти деньги ничего, даже отдаленно тянущего на пристойный двухподвес, не возьмешь. Точка

Б) Никаких рам хитрой формы.

Особенно любят различные Y-образные. Ничего хорошего в этом нет, конструкция получается менее надежная, и более тяжелая. Только классическая рама с высокой верхней трубой или на худой конец – женская с заниженной (хотя многие радикалы и такие считают неправославными).

В) Минимум навески неизвестного происхождения.

Приличная навеска в такой ценовой категории – только оригинальная шимано (ну,   разве что вы хотите провести эксперимент на тему «насколько хорошо китайцы в тысячный раз передрали Tourney»). С тормозами – любые вибрейки (они в любом случае стоят копейки), а вот диски брать не стоит. И да, пластик в тормозной системе (рычаги вибрейков, тормозные ручки) не кажется хорошей идеей, но это уже вам решать. Цепи – или шимано, или КМС. Седла, руль, подседельник – не настолько важно.

Ужасы нашего городка

Ужасы нашего городка

1 – крепление оси колеса на гайках. Есть специфические применения, где они осмыслены (планетарки, экстрим), но на недорогих – это признак безумной экономии на всем. 2 – верхняя стрелка: странные китайские крепления, скорее всего – под полноразмерные крылья. Признак тяжелых и странных рам, встречаются в разных вариантах. Нижняя стрелка: несьемный держатель заднего переключателя. Норма для стали, зло для алюминия. 3 – красная стрелка: те же загадочные крепления, зеленая – эксцентриковое крепление заднего колеса. Стандарт для большинства нормальных велосипедов. 4 – резьбовая рулевая. Древнее зло. Особая примета – гайка, отмеченная стрелкой. 5 – Типичное крепление дискового тормоза стандарта IS. Встречается на большинстве нормальных рам для горных велосипедов и недорогих амортизационных вилках (на дорогих- крепление PM, гугл в помощь). 6 – безрезьбовая рулевая. Может выглядеть по разному, но общая идея сохраняется (см на крепление руля).

Г) Материал особо не важен.

Разница между сталью и алюминием при таких ТТХ будет скорее виртуальной. Для алюминиевой обязателен съемный держатель переключателя.

Д) Рама – с безрезьбовой рулевой под 1 1/8 дюйма, и со стандартными креплениями под дисковый тормоз. Вдруг вы настолько прикипите к нему душой, что соберетесь апгрейдить на диски. Стандартное же крепление вилки – снижает количество возможных проблем если родная таки проржавеет в труху и заклинит. Кроме того безрезьбовое крепление ощутимо надежнее.

Пункты а и б обязательны, пункт в – крайне желателен, пункт г – спорный, пункт д – если вам попала такая рама – то повезло.

 

 

— Обязательно ли нужны дисковые тормоза?

Краткий ответ: Ободных достаточно, если а) вы легче 80-90 кг, б) не собираетесь активно прыгать, в) не собираетесь в многодневные походы. Тогда диски – приятное дополнение. В остальных случаях ободные тормоза могут представлять некоторые  (хоть и не фатальные) проблемы. 

Можно выбирать и механические и гидравлические тормоза (желательно Shimano, Avid, Hayes или Tektro).

Полный ответ: На самом деле, не обязательны. V-brake (встречаются практически на всех горных велосипедах без дисковых тормозов) обеспечивают вполне достойное торможение. Конструкция у них достаточно простая, так что фатально их испортить трудно. Наконец, они дешевы.

Классический вибрейк

Классический вибрейк

Однако, есть у них и весьма неприятные недостатки. Недорогие вибрейки трудно отрегулировать идеально. Они не любят восьмерки на колесах (появление которых на недорогих колесах фабричной сборки – вопрос времени). Наконец, вибрейки не любят грязные обода, и на них великолепно наматывается наша башкирская глина. Если тормозить долгое время – руки устают очень сильно (приходится не только тормозить, но и растягивать тросик тормоза). Наконец, есть теоретическая вероятность перегрева обода с последующим взрывом покрышки на очень длинных спусках.

— Механические дисковые тормоза

Пожалуй, самая живучая конструкция велосипедных тормозов. Они хорошо работают в грязи, ремкомплект к ним легкий, не представляют проблем при перевозке, эффективны и полностью нечувствительны к повреждениям обода.

Конечно, есть и минусы. Руки с ними также устают (для передачи усилия используется точно такой же тросик, как и на ободных тормозах), и при частых торможениях колодки могут уйти настолько, что может потребоваться подстройка (что может стать очень неприятным сюрпризом). Кроме того, в наши дни велосипеды с хорошими дисковыми механическими тормозами «с завода» встречаются редко.

Механический дисковый тормоз одной «малоизвестной» фирмы.

Механический дисковый тормоз одной «малоизвестной» фирмы.

— Гидравлические дисковые тормоза

По эффективности – считаются лучшими. Так как жидкость практически не сжимается – нагрузка на руки ощутимо ниже. Подстройка колодок на большинстве моделей идет автоматически. Наконец, в наши дни они вполне доступны. Да и слухи о их невысокой надежности и проблематичности для новичков сильно преувеличены (обслуживание им требуется редко). Так что для серьезного рельефа сейчас это лучший выбор.

Разумеется, и они не лишены недостатков, основной из которых – цена. Также они требуют чуть больше внимания при перевозке. Единственная проблема с грязеустойчивостью – возможен очень быстрый износ колодок в жидкой абразивной грязи.

— Колодки для дисковых тормозов. Особых проблем нет с поиском колодок для Shimano, Avid, Hayes или Tektro, нет. Кроме них встречаются более редкие марки, как сомнительные, так и вполне приличные. Перед покупкой велосипеда с такими тормозами лучше  изучить отзывы и доступность колодок. Обычно их конструкция и колодки копируют какую-то известную модель.

— Остальные конструкции

Или устаревшие, или экзотические (ну и множество разновидностей шоссейных тормозов), так что рассматривать их при выборе нет смысла.

 

— Сколько скоростей должно быть?

Краткий ответ: Желательно 24, 27 тоже неплохо. 21 похуже.

Полный ответ: На бюджетных горных велосипедах спереди практически всегда ставится система на три звезды, таким образом разница – в количестве звезд сзади. При этом, задние втулки под 6/7 скоростей и 8/9/10 отличаются радикально. На 6/7 механизм свободного хода (расцепляет педали и заднее колесо) объединен в один блок со звездами и навинчивается на втулку, на 8/9/10 – это отдельный механизм, закрепленный на втулке. На него устанавливается блок звезд (такие втулки в спецификации маркируются как cassette).

Втулки с навинчивающейся трещоткой (на 6 или 7 звезд) имеют фундаментальную проблему с живучестью – их подшипник со стороны звезд расположен слишком далеко от рамы. Поэтому их оси легко гнутся и ломаются при серьезных нагрузках (прыжки, тяжелый наездник, езда с багажником).

У кассетных втулок эта проблема практически решена. SunRace и Sram делают кассеты и на семь скоростей, но на новых велосипедах их практически не встретишь. Так что выбор стоит между восемью и девятью скоростями. При этом детали на девять скоростей ощутимо дороже и при одинаковой цене будут хуже по долговечности (актуально для бюджетных деталей).

 

Я выбрал модели а, б, в, г. Какая из них лучше?

Краткий ответ: Выбирайте по цвету. Можете спросить, адекватны ли они будут запланированному стилю катания, а вот про то, что лучше – упаси боже спрашивать. Сами пожалеете.

Полный ответ: Бюджетные велосипеды можно считать виртуально идентичными. Собираются они в похожих условиях, и комплектуются умными людьми так, чтобы приносили максимальную прибыль производителю, но при этом оставались конкурентоспособными. Так что велосипеды одного «уровня» будут каждый в чем-то немного лучше, в чем-то немного хуже… А в целом – эксплуатация все сгладит. Тонкие нюансы управляемости и наработка компонентов на отказ – для начинающих особого значения не имеет.

При обсуждении модели имеет смысл спросить, что каждая из выбранных собой представляет – чтобы не было риска взять стритовый велосипед для походов или прогулочный для метровых дропов.

Как определить идентичность уровня… С этим сложнее. Самый простой вариант – смотреть по сочетанию «передний+задний переключатель» (если пытаться определять чисто по заднему – могут получиться забавные конфузы). Для справки – линейка переключателей Shimano/Sram, в порядке возрастания крутости:

Shimano: Tourney-> Altus -> Acera  -> Alivio -> Deore -> SLX -> XT -> XTR

SRAM: X3->X4->X5->X7-X9->X0->XX.

Идеального совпадения по уровням для Шимано и Срама найти нельзя, но можно примерно оценить (X3 – грубо говоря, соответствует Acera).

Почему не стоит спрашивать, что лучше? Если вкратце, почти любой ответ на этот вопрос моментально вырождается в глобальную грызню между фанатами представленных в вопросе марок (и скорее всего еще подкинут ссылки на не представленные). Это весьма интересно, но полезной информации из таких споров вынести обычно не удается.

Вы точно хотите спросить у этих людей, у кого из них велосипед лучше?

Вы точно хотите спросить у этих людей, у кого из них велосипед лучше?

Что не так с отзывами в интернете? С ними все еще грустнее – те, кто что-то пишет, редко пробовали больше одного-двух велосипедов, и вообще – получается чистейшей воды вкусовщина… Отягощенная тем, что у каждого велосипеда обязательно найдется какая-то мелкая проблемка (справится с которой зачастую мешает только криворукость/незнание автором матчасти). Или наоборот – слащавый, как реклама шоколадных конфет. Определить же, что отзыв оставлен адекватным человеком, разбирающимся в велосипедах – для этого нужна сильная база. Так  что лучше и не пытаться.

Есть вещи важнее, чем выяснение, чем аливиевская кассета на квандовской втулке с деоровским задником лучше срама 850 на формуле с X5. Помните, что в начале говорилось о цвете рамы? Все просто. Если велосипед сильно глянулся самому – это лучшая гарантия того, что к нему лежит душа. Тогда и недостатки будут казаться досадными мелочами, а уж количеств достоинств – будет просто зашкаливать.

comments powered by HyperComments

Денис
2012-03-07 11:04:08
Статья супер!!! Оч неплохо автор отразил реалии стоимости и тех детали, именно для новичков - просто замечательная статья!
Вячеслав Дементьев
2012-03-15 09:49:28
5 за статью и огромно спасибо!!!
ОмАн
2012-04-18 12:49:07
а как лучше подобрать по весу и росту, и женский, и не дорогой желательно
Regina Bilalova
2012-04-25 14:45:03
"Почему не стоит спрашивать, что лучше? Если вкратце, почти любой ответ на этот вопрос моментально вырождается в глобальную грызню между фанатами представленных в вопросе марок" - супер фраза. так оно и есть!
Александр
2012-04-25 18:45:09
спасибо
Михаил
2013-05-25 00:42:50
Статья-класс! Хочу узнать мнение про stels navigator 870/870disc и 900disc, если можно. И как себя ведут гидротормоза в холодную погоду, например, можно ли кататься зимой!? спасибо)
игорь
2013-11-02 23:34:58
раму нужно выбирать не по какой-то там "ростовке" , а по ЕТТ (эффективной длине верхней трубы) в сочетании с углом подседельной трубы. но почему-то об этом не говорят при выборе велосипеда(.
Владимир
2014-07-09 10:35:44
Как я выбирал. :) Начитался всего, пришел в магазин - дайте тыщ за 10, а они мне: дешевле 12 нету :D. Это в Активмаркете. Ну стал смотреть все подряд. Смотрел на внешний вид, чтоб нравился в общем. Глаза разбегаются, то что нравится по росту не подходит или цена злая. Хотел еще чтоб руль был повыше. И тут увидел с регулируемым выносом и багажником ! А выглядит как спортивный. Cortobike. Взял не раздумывая. А хотел поначалу брать MTB и докупать вынос и багажник. Так что выбирайте не в инете а в веломагазине. Там хоть потрогать посидеть можно.