Veloufa.ru

7 лет назад
3КС по Западному Кавказу, Май 2010

Сроки: 30 апреля– 9 мая 2010г.
Км: 509
Участники:
1.Сырыгин Станислав — Руководитель
2.Клянин Алексей — Заместитель руководителя, Штурман
3.Шулындин Евгений — Завхоз
4.Нурыев Шамиль — Техник
5.Олькова Татьяна — Фотограф, Медик
6.Якупова Талия — Культуролог
Нитка:
Поезд: г. Уфа – г.Кисловодск;
Вело: г. Кисловодск – п. Учкекен — пер. ГумБаши – д. Верх. Мара — г. Карачаевск — д. Нижняя Теберда – г. БрушСерты – д. Хасаут Греческий – п. Кардоникская – д. Маруха – хр.
Ужум Первый – БАК — п. Нижний Архыз – д. Архыз – пер. Пхия – д. Пхия – д. Загедан – д. Рожкао – п. Псемен – г. Псебай – г. Мостовской — д. Ярославская – г. Майкоп
Поезд: г. Майкоп – г. Туапсе – г. Сочи — г. Уфа

 

Художественный отчет: Талия

Как иногда приятно оставить в городе все свои проблемы, пустить всё на самотёк и под откос, сказать одногруппникам, что ты заболел, чтобы они после не съели тебя от зависти, и умотать куда подальше к солнцу и морю. В голове крутилась песенка «Пешком по шпалам на юга, где солнце, море, воздух…» уже за пару дней до отъезда, и в тот момент, когда сложив последние вещи в рюкзак, пыталась его закрыть. Замок плохо слушался, и я жалела, что такие вещи как сухари, газовые баллоны не уминаются, и думала, что во второй раз этот замок мне не осилить. Погода была пасмурная, асфальт мокрый и, спускаясь на велосипеде к вокзалу, меня чуть не занесло на повороте, но всё обошлось. Мы быстро погрузились в поезд Новокузнецк-Кисловодск, подождали руководителя и уже в 15:15 мчались на Юг.

Ехали мы достаточно весело, по пути обсуждали отдельные части маршрута, выбегали на больших станциях, в Волгограде Стас даже подстригся. Прямо перед Кисловодском мы остановились в Мин.Водах, разговорились с местными мужиками, и уже почти каждый на перроне знал, что мы едем через Мучкекен на ГумБаши-МумБаши, и говорили что в тех краях очень вкусный шашлык-машлык. С такими колоритными речами мы поехали до Кисловодска.

1 день похода (30.04) 

В Кисловодске мы спокойно выгрузились и прямо перед вагоном на солнышке начали собирать велосипеды. На улице стояла жара и пекло солнце, казалось, что облачной погоды не бывает в этом городе совсем. Набрав воду тут же на вокзале в фонтанчике, мы двинулись в путь. Город был цветущий и зелёный прямо как в середине лета, не верилось, что ещё только апрель. Дружным строем мы выехали из города, заехали на небольшой холм за городом, сделали небольшой перекус и в последний раз посмотрели на солнечный город, с этого места он был почти весь виден.

Так в среднем темпе незаметно мы проехали Учкекен, Первомайское и вскоре у небольшого водопадика встали на большой перекус. Здесь было достаточно много мусора и коровьих лепёшек, но это ни сколько не омрачило наш обед. Отдохнув у дороги и набрав воды, мы двинулись дальше покорять перевал. Набор высоты был сначала незаметен, мы ехали и любовались скальными выступами слева, которые были похожи на зубы, наблюдали за стадами овец, которые резво бегали по горам. Но чем дальше мы ехали, тем казалось, круче был подъём, и сил оставалось всё меньше и меньше. Стало холодать и мы надели штаны и куртки. Дорога уже шла серпантином и становилась круче, тут уже сложно было крутить педали, и я шла пешком, любуясь соседними горными вершинами. Кружилась голова, от чего точно не знаю, может от высоты, может от перенагрузки, может от открывавшейся панорамы или от всего сразу. Когда стало смеркаться, Леха сказал, что перевал ГумБаши взят, и мы принялись искать подходящее место для ночлега. Кругом были холмы, и не росло ни одного деревца, ни одного кустика, от дороги можно было спрятаться только в низине. Мы так и сделали. Уже в темноте поставили лагерь, перевернули велосипеды и укрыли их чехлами. Ночью было достаточно холодно, точно ниже 0 и я замерзла.

2 день похода (01.05) 

Когда утром мы вылезли из палаток, просто ахнула от представшего перед нами вида на снежные вершины и величественный Эльбрус! Погода была ясная, и можно было насладиться красотой окружающих нас гор за чашечкой горячего чая или умываясь в холодном ручье, который протекал прямо посреди полей. Не спеша, поев и собравшись, мы оделись потеплее и поехали на смотровую площадку, откуда можно было увидеть деревню Верх. Мара. Спуск до этой деревни был достаточно крутым и иногда навстречу попадались легковые машины, что мешало без опаски прокатиться с ветерком. До Карачаевска вел асфальт и было всегда под горку. На одной из таких горок я с ужасом заметила в манетке заднего переключателя дождевого червя, который видимо ночью заполз туда. После этого я никак не могла переключить заднюю передачу, так как боялась, что любое движение внутри манетки может его убить или распополамить. Но всё обошлось и как ни в чем ни бывало он спокойно вышел на какой то остановке в Карачаевске, проехав бесплатно 30 км.

В Карачаевске мы остановились около грандиозной мечети и на полчаса расползлись по магазинам. Нам нужно было купить недостающих продуктов, воды и хлеба на перекус. Город был не настолько оживленным, как Кисловодск и мы спокойно поехали за город, чтобы найти место для перекуса. Для этого выехали на р. Теберда и вскоре остановились за мостом на цветущей полянке, на которой росла ровная, как летом, трава и одуванчики. Река здесь была быстрая и голубая, голова кружилась, если на неё долго смотреть. Сидя на траве под палящим солнцем мы быстро поглотили наш перекус и двинулись вверх по течению до деревни Ниж. Теберда. Вдоль дороги нам то и дело попадались цветущие деревья, небольшие полу заброшенные участки и домики. В д. Ниж. Теберда мы хотели купить воды и айран, но у них была только вода, и пришлось довольствоваться ей. На местной улочке нас окружили мальчишки и расспрашивали откуда мы, потом проводили до моста через реку, указав дорогу до Сентинского Храма, и сказали, что пешком до туда буквально пол часа идти. Свернув не на ту дорогу, мы сразу же наткнулись на уютный водопад прямо возле дороги и ни капельки не пожалели, что не туда пошли. Вода была чистейшая и холодная, мы этому сразу же обрадовались, потому что все были вымотаны палящим солнцем. Потом нехотя пошли своей дорогой на Сентинский Храм, которая вела серпантином всё выше и выше. Солнце и неровная дорога отбили всё желание садится на велосипед, и мы спокойно пошли пешком, с каждым поворотом любуясь открывающимися видами на деревню и петляющую голубую р. Теберду. Порой было интересно наблюдать, как кто-то шел над тобой и стоило поднять голову вверх, чтобы увидеть человека, поболтать с ним, и казалось, что он совсем близко, но пройдет минут 10, пока ты дойдешь до того места, где он стоял. Время от времени ездили Камазы и везли какую то землю вперемешку с мусором, после них ещё минуту на дороге стояла пыль и невозможно было дышать. Наконец-то к обеду мы поднялись до Храма. К нему вела довольно таки крутая тропинка и за скальным выступом открывалась дорожка под аркой из деревьев, и ниже на ровной площадке стоял Сентинский Храм. Здесь мы и решили организовать обед после изнурительного подъёма. Осмотрев Храм со всех сторон, мы заметили внутри на стенах элементы старинной фрески, сохранившейся до наших дней. Теперь здесь кроме ящериц никто не жил, хотя место было потрясающим, видны были окружающие горы, р. Теберда и никакого постороннего шума, жаль только, что здесь были проблемы с водой.

Пообедав, мы выдвинулись дальше в гору, к моему сожалению, нам ещё предстояло набрать высоту, и как уже повелось, ночевать на Лысых горах, но до них ещё ехать и ехать. К этому времени у нас уже закончилась питьевая вода, и очень хотелось пить, я достала свою заначку и угостила Таню, она была очень рада воде. Но как только наша дорога повернула на запад, небо заволокло серыми тучами, подул холодный ветер. Мы стали экстренно одеваться, и пошли бродить по ближайшему лесу в поисках ручья. Ручей, хоть и дохленький, мы всё же нашли, правда вода пахла отвратно, и на дне этого ручья была грязь. При детальном осмотре этой грязи, я выяснила, что она коровьего происхождения и не зря так пахнет. Решила пойти вверх по ручью и, продираясь сквозь колючие ветки леса, наткнулась на чистое каменное дно, откуда хотя бы не так противно набирать воду. С этой водой я пришла обратно на место привала, и после добавления марганцовки она подверглась кипячению. После добавления в воду заварки и сахара, она показалась не такой противной. И снова набравшись сил от сладостей и горячего чая, уже под редким мокрым снегом мы поехали дальше. Дорога опять шла среди полей, которые местами выжигали, и дым стелился серым туманом. Иногда этот туман попадал и на нашу дорогу, тогда мы, набрав воздуха и закрыв глаза, пробегали сквозь него и шли дальше. Под конец я стала себя достаточно плохо чувствовать, кружилась голова, и шла еле-еле, покачиваясь из стороны в сторону. Стас шёл последний, и на одном из подъёмов я разгрузила почти весь рюкзак ему, отдав газ и кое-какое снаряжение. Но, кажется, это ничего не изменило, отвлекали только умиротворенная тишина, да снежные шапки гор, то исчезающие, то появляющиеся за облаками. Время шло к сумеркам и ноги совсем не слушались, скоро за очередным подъемом послышалась фраза: «Наверное, здесь и встанем» и Шома бросил свой велосипед и радостно побежал вниз по горке, на которую только что забрался. Он подошёл и забрал у меня велосипед, а возмущаться сил больше не было, впрочем, так же как и идти. И я ещё с минуту стояла, пошатываясь, на дороге без велосипеда и без сил. Собрав ноги в кучу, я всё же доплелась до лагеря, и мы стали готовить ужин и раскладывать палатки.

Ещё до ужина мне стало лучше, а когда мы ложились спать в предвкушении утренних панорам, от вечернего недомогания не осталось и следа, только все были вымотанные и замерзшие.

3 день похода (02.05)

Всю ночь я мерзла и то и дело натыкалась на спину Лёхи, казалось ещё чуть-чуть и наплюю на всё и залезу к нему в спальник. Были грелки Теплоид на 12 часов, но я их берегла на совсем критический случай, кто же знал, что этот случай был как раз в эту ночь. Посреди ночи я проснулась на стенке палатки и вышла на улицу. Стояла морозная звездная ночь, и даже не хотелось возвращаться в палатку, на этом плато были мы одни и никого больше. Вернувшись в палатку, я обнаружила трех спящих мужиков, они спали как ни в чем не бывало: Стас слева, Лёха справа, а Женя ровно посередине. Ну, делать было нечего, я тихонечко залезла обратно на стенку рядом с Лёхой и решила больше никогда не спать с краю.

Утро выдалось на радость ясным и солнечным, всё было по плану. Мы позавтракали как обычно кашей с изюмом, и поехали искать место для фотосессии в оранжевых купальниках на фоне снежных гор. Таких мест было уйма. Сфотографировавшись на одном месте, мы ехали дальше и находили другие места с более красивыми видами, и опять останавливались там фоткаться. Дорога шла через небольшие вершинки Лысых гор то вверх, то вниз. Иногда дорога была настолько разбитой, что проще было идти рядом с ней по снегу или по сухой траве. Справа всё ещё были видны пятна с горящей травой, а слева величественно стоял Домбай. Небо было настолько голубое, что поначалу сложно было открыть глаза. На одной из вершин мы обнаружили составленную стенку из камней, а на следующей вершине триангуляционную вышку.

Здесь я наконец-то перестала бояться спусков, и даже было каким-то аттракционом встать на педали и удерживать на них ноги, пока велосипед мотает из стороны в сторону несясь по кочкам. С Лысых гор вниз шла небольшая лесная дорога сначала среди редких берез, а потом и совсем в лесу. На дороге то и дело лежали большие булыжники, мелкие камни, брёвна, ветки, казалось, что эту дорогу специально приводили в такой беспорядок, чтобы у велосипедистов дух захватывало при быстрой езде, и чтобы у них багажники ломались. Два таких мы как раз и сломали, когда выехали на поляну. Мальчишки принялись их чинить, а мы с Таней переоделись и легли загорать, солнце опять пекло и меня даже потянуло на сон. Через час багажник Шомы был налажен, и мы с Таней поехали дальше, но нас и не думал никто догонять. Позже выяснилось, что и у Стаса сломался багажник, и он починил его на скорую руку, но весьма прочно.

Ещё после часа весёлой тряски по отменной лесной дороге с булыжниками мы наткнулись на ручей и уютную полянку в лесу, где решили пообедать. На поляне рос молодой папоротник, и я решила употребить его в пищу, он был достаточно вкусный, но на первый раз злоупотреблять не стала, кто знает, чем это может кончиться…

На обед у нас была сыр-косичка из Карачаевска, которая сразу же восстановила силы, и мы понеслись дальше вниз к деревне. Ещё не доезжая до Хасаута Греческого, мы заметили искусственные водоёмы прямоугольной формы на краю деревни, видимо там разводили форель. Деревня оказалась весьма солнечной, уютной и красивой, с щедрыми местными жителями. Мы обратились в один дом, чтобы купить айран, но они сказали, что айрана на продажу у них нет. Мы уже было расстроились, как хозяйка вытащила целую кастрюлю айрана и сказала, что она нас просто так угощает. От неё мы и узнали о прямой дороге на Маруху, женщина в детстве ходила по этой дороге в школу, а сейчас там почти никто не ездит, да и вряд ли вообще можно проехать. После этих слов мы решили поехать через Кардоникское по трассе. Поблагодарив женщину словами и шоколадкой, смазав цепи, мы поехали по трассе вдоль р. Аксаут. И вот опять мы ехали в жару по асфальту, по пути нам встречались запруды. Доехав до Кардоникского, мы закупились продуктами и хлебом в местном магазине и, проехав по мосту р. Аксаут и р. Маруху, отправились опять на юг на Маруху. Мы уже отвыкли крутить столько педали и у Шомы разболелось колено, поэтому решили сегодня много не ломить и встать в отличие от предыдущих дней внизу у ручья недалеко от д. Маруха.

Мы нашли стоянку рядом с выпасом и кучей дров и решили, быть сегодня большому костру!!! На стоянке и в правду было много дров, за ними даже тянуться не приходилось. Воду мы брали тут же в шумном ручье рядом с обвалившемся деревянным мостом. Сегодня мы рано встали на стоянку, и поэтому я смогла постираться и чуть ли не душ принять. Вечером до самой темноты мы настраивали гитару и пели песни, гитара видимо тоже в шоке была от всего пережитого и не хотела строиться. В этот день и Тане стало нездоровиться, и она рано ушла спать. Посмотрим, какие приключения ждут нас завтра.

4 день похода (03.05) 

Эта ночь была теплее всех предыдущих, и тут я поняла, что Теплоидами можно было воспользоваться и в прошлую ночь. Утром вокруг нас был туман, со временем он всё сгущался и сгущался. Вещи, постиранные в предыдущий день так и не высохли, хорошо, что это была всего лишь футболка и пару носков, сейчас их можно было просто убрать в рюкзак и одеться потеплее. Рядом с нашим лагерем на поляне я нашла растущую мяту, и на завтрак был горячий мятный чай. Мы собрали лагерь, вышли обратно на дорогу и пошли в тумане. Дорога шла вверх серпантином посреди леса, было мокро, сыро и противно. Ехать особо не хотелось и мы шли, болтая на различные темы, то и дело останавливаясь на отдых около какого-нибудь ручья и набирали воду. Сначала дорога была обычная лесная с грязью и лужами, но чем выше мы стали подниматься, тем больше на ней просматривались каменные плиты, скоро казалось, что эта дорога просто выдолблена из камня и можно было подниматься по пластам, как по ступенькам. Туман всё сгущался, и уже за метров 8 было не разглядеть человека. Я старалась держаться так, чтобы видеть сзади Таню, а впереди видеть Шому, потому что мало ли что могло случиться. Мы идём полностью в тумане, с одной стороны крутой склон, с другой обрыв и если подойти к краю и оступиться, то потом неизвестно где тебя искать, и ещё через сколько часов тебя хватятся. Тане не здоровилось, и я старалась идти рядом, Шома то появлялся в тумане, то исчезал, а других ребят я не видела и часами. Выйдя из леса, дорога снова стала простой гравийкой, и мы шли как в тумане, порой не видя вокруг себя никого и ничего кроме куска мокрой дороги. Видимость ухудшалась всё больше, и мы поменялись с Шомой местами, теперь он шёл за мной и я была спокойна за Таню.

На верху было холодно и сыро, дул ветер, и не хотелось даже останавливаться на большой перекус, поэтому мы что то время от времени «хомячили» и были тем довольны. Дороги совсем испортились и были похожи на насыпи в поле, мы ходили от одной дороги к другой, и я не понимала в этом смысла и просто шла, куда шлось, потому что кругом ничего не было видно. Скоро мы наткнулись на заброшенную постройку из красного кирпича, так и не поняв, что здесь было, мы пошли дальше в ожидании, что наткнёмся на что-то большое. Я знала, что где-то на хребте есть обсерватория, и что мы туда идём, поэтому всё время тщательно смотрела по сторонам, чтобы не пропустить грандиозное здание в тумане. Но не было ничего вокруг, кроме грязи, высохшей травы и белого тумана. Лёха сказал, что мы уже на самой высокой точке и дальше будем только спускаться, после этих слов, я уже ничего грандиозного не ждала и думать уже забыла прокакую-то обсерваторию. Впереди нас был снег, он был неглубоким, и спокойно можно было пройтись по нему, прокатив велосипеды. Я не понимала, как Лёха выбирает дорогу, идя в каком то направлении по чистому белому снегу в белом тумане. Если зайти на этот снег, то ты попадаешь на такой белый лист бумаги, где кроме тебя разноцветного ничего не видно, кругом всё белое и не знаешь, где кончается снег и начинается туман. Хотя нет… Мы знали где начинался туман. Теперь он начинался прямо в 5 метрах от нас. По чистому снегу мы шли не долго, но колея, которую проложил нам Лёха была наклонная и велосипеды, нагруженные рюкзаками, то и дело норовили скатиться вниз по уклону. Приходилось их крепко держать или вести точно по колее, куда они зарывались, и чтобы сдвинуть их, приходилось применять не малую силу.

Вскоре мы смогли идти между кромкой снега и крутым обрывом вниз. Тормоза плохо работали, и поэтому даже не хотелось садиться на велосипед. Шли мы спокойно, под горку, болтали о всяких вкусностях, которые бы мы сделали, если бы оказались сейчас дома. Потом под снегом показалась разбитая дорога, и впереди посреди поля возник кусок железного забора и ворота. Видимо всё это время мы ходили по территории, когда то охраняемой, но до этого никаких подобных заборов не пересекали. Мы шли дальше вниз по разбитой дороге и внезапно наткнулись на кусок гладкого мокрого асфальта, это меня поразило. Мы сделали ещё пару шагов вперёд и поняли, что это новая асфальтовая дорога. Мне было очень странно видеть её здесь, и кто-тоначал что-то орать, я сразу не разобрала слов. Потом все начали тыкать пальцами в небо, точнее в туман, и я подняла глаза. Передо мной стояла железная конструкция невероятно больших размеров и впереди виднелась часть какого-то купола тоже большого размера. Я сперва не поверила своим глазам и подумала, что мы наткнулись на какую то военную секретную базу, но потом до меня долетели слова: «Это же та самая обсерватория, в которой ещё самый крупный телескоп в Европе! Вот это да!!! ». Ещё минуту, открыв рот, мы смотрели на всю эту громадину, но сфоткать не смогли, потому что был туман, и фотографировать отдельные части не имело смысла, а если отойти подальше, то вообще ничего не было видно. Внутрь БТА САО РАН (Большой Телескоп Азимутальный Специальной Астрофизической Обсерватории Российской Академии Наук) нас не пустили из-за плохой погоды, что она плохая мы и сами видели. Не долго думая, на крылечке обсерватории перед самыми дверями был устроен большой перекус. Дальше нас ждал асфальтовый спуск с ветерком к Нижнему Архызу. Для этого пришлось одеться, я отдала свои носки Стасу, и он использовал их вместо варежек.

Спуск был великолепный!!! Буквально за полчаса мы проехали такой же путь в низ, какой поднимались в этот день несколько часов. Почти не было машин, и, несясь в тумане, казалось, что дорога бесконечна. На полпути мы остановились, чтобы сфотографироваться и подождать людей, и я стояла и не понимала что у меня с глазами. Они вдруг стали всё видеть вокруг. Оказалось, что туман остался позади густым облаком над горой, и сейчас было непривычно видеть далеко от себя. Дальше мы спускались уже без тумана и были тому рады. Спустившись вниз, мы решили встать на ночлег не обязательно в палатке, для этого мы долго кружили по Академгородку. В результате на ночлег устроились в одном из старых домов в Нижне-Архызском городище. Здесь нам выделили 2 электрических чайника и, пока мальчишки ездили за продуктами в местный магазин, мы помыли голову. В нашем распоряжении был целый двухэтажный дом с 8 комнатами. Дом, конечно, был прохудившимся, в каких то комнатах был полный беспорядок. Мы разложились в двух комнатах и позволили себе отдохнуть, так как за предыдущие дни немного «расклеились» и немного простыли.

Весь вечер мы пели песни под гитару, заряжали телефоны и посылали весточки родным и друзьям.

5 день похода (04.05) 

Утро было как всегда солнечным и перед дорожкой мы решили сами себе провести экскурсию по памятникам древней Аланской культуры, которые находились здесь же в городище. Собрали рюкзаки, сели на велосипеды и покатили к Среднему Храму. Он был явно восстановленным, но не действующим, на стенах были различные современные надписи, но остатков каких-либо фресок мы не обнаружили. Потом отправились к Фаллическому идолу, он был поблизости. Сначала можно подумать, что это просто столб на поляне, но если обойти вокруг, то можно заметить, что у этого столба есть лицо, женское оно или мужское сразу не скажешь. Довершением нашей экскурсии был Северный храм. Этот Храм был закрыт на ключ и мы ходили вокруг тщательно осматривая его и прилегающий садик, на дороге показался старик, неторопливо идущий к нам. Мы с ним поздоровались и спросили о Храме, он предложил нам зайти вовнутрь, открыв дверь ключом. Мы вошли, перед этим покрыли головы, одели капюшоны. Внутри было все белое, отремонтированное. Это казалось, был самый светлый Храм из всех, которые нам встречались. Потом мы сели на крылечке и стали разговаривать со стариком, он оказался местным сторожем, прожившим здесь всю свою жизнь. Ещё много что он рассказал интересного, мы даже не знали чему верить, так прошёл целый час. Пока Стас разговаривал и терпеливо выслушивал старика, задавая всё новые и новые вопросы, я погуляла по местному садику, походила вдоль ручья, который по всему периметру был огорожен кладкой из камней, и полежала на каких то могильных плитах, по крайней мере, с виду они выглядели именно так. Когда солнце было уже высоко над горизонтом, мы попрощались со всеми и двинулись в путь вверх по течению р. Бол. Зеленчук.

Дорога была гладкая, асфальтовая и шла то в горку, то под горку. По навигатору мы малость набирали высоту и мы сами это понимали, так как ехали вверх по течению, но подъёма совсем не чувствовалось, ехалось очень легко. По левую сторону от дороги стояли многочисленные водники, их было очень много и казалось, что они заполонили весь берег. По дороге у Стаса были проблемы с задней втулкой и мы остановились для устранения поломки, но, полежав немного у дороги, решили, что часть группы не спеша поедет дальше и встретимся у Архыза. Дорога петляла, огибая скальные выступы, и многочисленные водопады стекали почти у самого асфальта. Справа от дороги стояли деревянные домики с различными надписями: «Шашлык», «Сдается», «Кафе» и остальное в том же духе. Так мы доехали до таблички «Архыз», и как раз из за угла появилась остальная часть группы. В городе мы остановились на местном рынке и решили узнать обстановку и покушать в кафешке.

Нам сказали, что на Пхию могут не пустить пограничники, это нас очень удивило, и Стас поехал узнавать все детали. Мы остались ждать заказанного шашлыка и вкусных лепёшек с сыром. Пошатавшись по лавкам, мы сели в шатре-кафешке, где громко пели из телевизора какие-томестные таланты свои национальные распевы. Сначала это даже забавляло, потом очень надоело. Так как кроме нас в этом шатре никого не было, мы подошли и убавили звук так, чтобы нам можно было разговаривать, а поговорить было о чем, ведь Стас только что вернулся и начал докладывать обстановку. Через несколько минут пришел официант-продавец-уборщик в одном лице и опять включил телевизор на полную громкость. Мы особо не стали спорить, кавказцы народ обидчевый, и принялись слушать Стаса. Дела обстояли не очень хорошо, но терпимо. Нам надо было подождать, когда в погранзаставе пройдет обед, поехать туда и оформить какие-то пропуска и не известно пустят нас на перевал или нет. Отдохнув часа 2 в кафешке и попив местного лимонаду из стеклянных бутылок, покритиковав шашлык, с полными животами, мы поехали на погранзаставу, где расположились в деревянной беседке.

Там вышел дяденька и объяснил нам что-то про границу, дал заполнять бумажки и вроде он сам мало что понимал. Мы собрали паспорта и стали заполнять бланки, так просидели ещё около часа, потом нас пропустили и мы двинулись дальше по гравийной дороге. Дорога шла вдоль речки, в которую впадали небольшие горные ручейки. Ехать было так же легко и свежо, так как солнце больше не пекло и была прохладная погода, время от времени шёл мелкий, едва заметный дождик. В одном месте дорога раздваивалась и шла на брод, мы почему-то решили, что нам надо именно на неё. Река была холодная, быстрая и местами глубокая, лезть в неё нам не очень-тохотелось. Пройдясь чуть ниже по течению от брода, мы наткнулись на поваленные сухие деревья через речку, выглядели они не очень надежно. Мы поставили велосипеды, и Стас достал верёвку со словами: «Ну что, давайте сделаем что-нибудь с верёвкой, не зря же я её так долго тащил! ». Пройдясь аккуратно по брёвнам на другой берег и проверив прочность бревна, мы решили тянуть переправу. Нашей задачей было натянуть верёвку быстрее, чем Лёха перенесёт на этот берег все велосипеды и рюкзаки. И мы достаточно хорошо справились с этой задачей. Когда переправа была готова (с одной стороны она была закреплена к большой ветке от дерева, лежащего поперёк реки, а с другой стороны верёвка крепилась к живому достаточно толстому дереву), мы челноком передавали вещи по натянутой верёвке. Потом стали переходить и сами, держа велосипеды. Всё это заняло у нас больше часа, тем временем Лёха нашёл место для стоянки, отличную сетку для костра, развёл огонь и поставил воду на ужин. Стоянка оказалась в уютном месте на летнике. От речки поляну скрывали редкие деревья и кусты, а с другой стороны была заболоченная местность. Вечер удался на славу, Лёха и Женя даже искупались, а остальные пели песни у горячего костра. Ночь была тёплая и тихая. На небе стояла полная луна и освящала нашу стоянку.

6 день похода (5.05)

Утром мы пошли дальше по дороге, но она привела нас к лесопилке, где ноги утопали в грязи, и приходилось лазить по поваленным деревьям, обходя особо мокрые места. Здесь одна дорога шла круто в гору, а другая обходила гору слева. Ни один вариант мне как-то не понравился, и я решила прилечь на большое поваленное дерево и подождать, пока мальчишки придут с разведки. Через полчаса они пришли и сказали, что надо возвращаться обратно, это не та дорога совершенно. Мы вернулись обратно на стоянку, подошли к вчерашнему броду и буквально за 2 минуты перенесли все вещи и велосипеды через реку по уже знакомым поваленным деревьям. Поехали дальше по дороге, переехали по мостику очередную речку и начали резко подниматься в гору. На полпути дорогу начал покрывать снег, мы остановились и начали сомневаться в выбранной дороге. Лёха и Женя оставили вещи и через лес спустились обратно к дороге. Мы со Стасом пошли на разведку наверх по снегу. Дорога была достаточно крутая и полностью под снегом, где-то он проваливался, где-то под снегом протекал ручей мочил нам ноги. Выйдя по дороге наверх из леса, мы поняли, что это то, что нам нужно и вернулись вниз за вещами и ребятами. Вещи решили перетаскивать челноком: сначала рюкзак, потом велосипед, особо отважные тащили всё вместе, но на это у меня не хватало сил. Вскоре все вещи и люди были наверху и мы сделали перекус. Мы сидели на краю дороги, свесив ноги вниз, ели сухофрукты и любовались окружающей нас природой. Потом дорога то пропадала под снегом, то снова появлялась, и по ней можно было иногда ехать. Вскоре мы наткнулись на размытый участок дороги, проходить по нему было опасно, но не настолько. Мы всё ради тренировки решили соорудить базу и страховать с неё людей. База представляла собой доску, распёртую между скалой и снежным покровом, страховали через узел UIAA. Женя перенёс все вещи, обвязавшись верёвкой, потом прошли остальные участники. Мной было сымитировано падение и страховка себя оправдала, я оказалась на верёвке и ниже по склону не ехала. После такого развлечения мы сделали горячий чай и перекусили.

Дальше дорога шла вдоль склона под снегом, ноги были мокрые, но дискомфорта не чувствовалось, так как вода в ботинке тут же согревалась от ходьбы. Шли по снегу мы достаточно долго и сбились с дороги, опять же часть группы села отдохнуть, а другая часть пошла на разведку. Я сидела и любовалась снежными скалистыми склонами на соседних хребтах, было слышно, как там сходят небольшие лавины. Вскоре нам было задано направление спуска с перевала и мы поехали вниз. Ехалось отлично, ботинки быстро скользили по склону, и если хотелось затормозить, то надо было встать на пятки, но ещё не факт, что ты затормозишь. Велосипед рядом являлся опорой. Спускаться на ногах было где-то слишком скользко и опасно, и поэтому приходилось садиться на попу. А внизу нас ждали многочисленные броды через ледяные речки.Какой-то отрезок времени мы шли по дороге, но потом путь нам преградил брод через р. Пхия. Рядом была потрясающая поляна, где росло множество красивых тюльпанов. Стали думать, как можно перейти этот брод, но никаких вариантов не было, потом мы подумали, что переходить эту речку вовсе не стоит, потому что потом мы наткнёмся так же на кучу бродов. Мы нашли козью трапу вдоль склона и пошли по ней. Тропа была узкая и ехать по ней было опасно. Порой было очень тяжело переносить велосипед с рюкзаком через большие булыжники посреди дороги. Это очень выматывало. Ещё была целая куча бродов. Приходилось бесконечно залезать в ледяной ручей и перетаскивать велосипед. Ноги были холодные и мокрые, хотелось куда-нибудь в тепло.

К вечеру мы снова вышли на дорогу, по которой можно было ехать, и не успели обрадоваться, как наткнулись на обвал дороги. Обходить пришлось по кустам и колючкам, что отняло много сил. Начало смеркаться и мы встали на ночевку. Шёл мелкий дождик, было и без того зябко и сыро, в ботинках хлюпало. После горячего ужина не осталось сил на песни и мы легли спать, сон сегодня мы заслужили.

7 день похода (6.05)

Солнечным утром по гладкой лесной дороге мы выехали в д. Пхия, хотели заехать в магазин, но местный житель сказал, что магазин ещё не работает, ведь только 8 утра. По гравийной дороге мы поехали до пос. Псемен. По пути нам попалась погранзастава, которую мы спокойно проехали. Так вдоль р. Бол. Лаба дорога шла к пос. Псемен. По мне, так дорога была ужасная, её крупнокаменистое покрытие не давало спокойно ехать, велосипед дребезжал, сидеть постоянно в седле было тяжело. После пос. Загедан у Тани пробилось колесо, это был первый прокол за весь поход. Через пару минут пути встали на перекус в уютном местечке недалеко от дороги. Здесь стоял большой деревянный стол и скамейки. Дожидаясь горячего чая, мы лежали рядом на пенках и наслаждались майским небом сквозь зелёную листву раскинувшихся деревьев.

После пос. Свинячий дорога пошла по левому берегу р. Бол. Лаба, огибая розовые скалы невероятной красоты и разметов. По пути опять попадались многочисленные группы водников, река прямо бурлила чистой водой и манила их к себе. Мы пересекали многочисленные притоки р. Бол. Лаба и в одном из них даже искупались. Дорога казалась длинной и нескончаемой, сильно болел копчик и хотелось встать с велосипеда и пойти рядом. Отвлекаться помогали скалы и огромные камни, которые лежали по берегам реки. Перед глазами так и воссоздавалась картина, как тысячи лет назад этот здоровый камень оторвался от скалы и, упав с огромной высоты, до сих пор стоит на этом месте и вода не в силах сдвинуть его. Скалы были причудливой формы и нависали над дорогой, казалось, что они вот-вот завалят дорогу множеством глыб. Тем временем дорога так и вилась с одного берега реки на другой.

Асфальт начался только в Псемене, я была этому несказанно рада. Да ещё какой асфальт!!! Он был ровным, чистым и дорога вела постоянно вниз, катиться было одно удовольствие, велосипед просто сам ехал. Перед пос. Солёное был отличный спуск, который мы пролетели со средней скоростью 50 км/ч. По дороге из Псебая в Мостовской мы напугали женщину, которая ехала тихонечко на велосипеде и она нас отругала, а мы проехали мимо. Вдоль дороги стояли выбеленные автобусные остановки, они служили нам местом для перекусов и отдыхов, скрывали от палящего солнца. Воду мы закупали везде, где придется, разбавляли соком и пили такую бодрящую смесь. Ехали мы вдоль полей тесной колонной и горы казались теперь так далеко, они виднелись где-то на горизонте и над ними стояли серые тучи. Пекло солнце и крем от загара пригодился как нельзя кстати. Стоя на остановке рядом с пос. Щедок, мы увидели группу велосипедистов-шоссеров, которые грандиозно ехали по дороге. Мы крикнули им приветственные слова, но ответа не услышали. Шоссеры свернули на поперечную улицу, и один из них как-тонелепо грохнулся, это нас подзадорило маленько.

В Мостовском мы решили заехать в магазин на главной улице за водой. Остановились рядом с кирпичным магазинчиком и стали наблюдать, как милицейская машина, пытаясь припарковаться, встретилась со столбом и снесла боковое зеркало. Конечно же без эмоций на это всё было невозможно смотреть и только позже мы заметили, что из машины вышли милиционеры, двое чисто кавказской наружности и направились к нам напрямик. Подошли, спросили кто мы такие, с какой целью здесь находимся и попросили предъявить документы. К этому времени Стас вышел из магазина и начал объяснять кто мы такие, так же нам пришлось показать содержимое рюкзаков. Они собрали наши паспорта и начали переписывать данные. На наш вопрос: «Почему вы целенаправленно приехали и начали проверять наши документы? » они ответили, что к ним поступила кое какая информация. «Какая же информация должна была к вам поступить, чтобы вы не поленились и приехали? » — поинтересовались мы. «Сказали, что в городе были замечены лица кавказской национальности на велосипедах с рюкзаками» — на полном серьёзе ответили кавказские милиционеры. Я посмотрела на наших небритых ребят, на колоритных кавказских милиционеров и мне стало как-то смешно и не мне одной. Разобравшись со всеми, стало весело от той мысли, что нам удалось слиться с местными жителями, мы были загоревшие и обросшие. Поехав подальше отсюда, мы закупили продукты в магазинчике на другом конце города и решили вечером устроить праздничный ужин по случаю выхода с гор. Загрузили Лёху по полной и он чувствовал себя, как на мотоцикле. Выехали из города и решили начать искать удобное место для ночлега, потому что сумерки были уже рядом. Здесь по дороге я уже начинала засыпать: мы ехали в колесо и асфальт был гладким и ровным без поворотов. Наконец-то мы свернули с дороги в лес, вышли на полянку и решили встать. Поляна была скрыта лесом и всюду летами комары и мошка. Мы разожгли костёр, приготовили салат и принялись ужинать. За ужином рассматривалась идея о разделении группы. Первая группа должна была поехать до Туапсе своим ходом, а вторая должна была по максимуму разгрузить первую группу и поехать до Туапсе на электричке. Такая идея мне очень не понравилась и я расстроилась. Было очень грустно и мы проболтали с Шомой допоздна и в плохом настроении я пошла спать. Ночь была очень тёплой.

8 день похода (07.05) 

Встали. Опять это солнце. Поели и поехали в Майкоп. Опять кругом поля, не за что глазу зацепиться. Отдыхали на остановках, воду набрали за заправкой. К обеду мы приехали в Майкоп на ж/д вокзал. Узнали, что электричек на Туапсе нет, перекусили на травке в парке перед вокзалом, взяли лишние вещи первой группы, тяжеленные и пахнущие ботинки Лёхи достались Шоме, и поехали 25 км до Белореченска. По пути мы обнаружили, что все крема от загаров остались у другой группы. Но делать было нечего, по любому не избежать солнца.

В Белореченске нашли ж/д вокзал, купили билеты на ближайшую электричку, которая было через пару часов, и сели отдыхать под памятником в привокзальном парке. Здесь был хотя бы тенёк, что нас очень радовало. На улице было за 30, ни единого облачка, ни дуновения ветра. Тут же на площади был захудалый киоск, где мы купили воду и мороженое. Скоро к памятнику подошли 2 местных мужика, в пакете у них были пачка сока и бутылка водки, за разговорами они стали всё это поглощать. За час до отправления нашей электрички сюда же к памятнику подошли двое милиционеров, увели мужиков к себе и начали спрашивать кто мы такие, откуда, просили показать вещи, а потом и вовсе увели Шому к себе. Мы волновались, что он не успеет к посадке на электричку, но он вернулся быстро. Наконец то мы пошли к вагону. Было не очень понятно, на каком пути стоит электричка, и пришлось забираться на наземный переход по крутым ступенькам с велосипедами. То ли ступеньки были слишком крутыми, то ли рюкзак с велосипедом слишком тяжелыми, но подниматься вверх было крайне тяжело. Я думала, что у меня либо руки оторвутся, либо спина вдвое сложится.

И вот наконец-то мы оказались в вагоне электрички, следовавшей до Туапсе. Вагон был старый. Не успев устроиться в вагоне, к нам подошли кто то из ж/д службы, спросили кто мы такие, зачем здесь, попросили предъявить документы и показать вещи. Мы уже стали думать, что действительно похожи на каких-нибудь террористов. Как обычно, мы подвесили 3 велосипеда за багажную полку и сами сели рядом, мучаясь от жары и духоты. Местные с удивлением смотрели на наши велосипеды и говорили: «Как же так можно? Упадёт ведь, убьёт ещё! ». Мы спокойно объясняли им, что уже 100 раз так делали у себя, что всё нормально и никогда велосипеды ещё не падали. Как только мы тронулись, с глухим скрежетом вниз повалились велосипеды. Мы были в недоумении, полка вдруг маленько разобралась, из неё вылетел болт. Больше экспериментировать мы не стали и поставили велосипеды вниз между стенкой и скамейкой. Уселись на соседнюю скамейку у окна и стали умирать от жары. По ходу движения в электричке набралось много разного народу. Больше всего меня поразило то, что в электричке вообще не предусмотрен туалет! Я раза 2 обошла всю электричку, но похожей двери не нашла, контролёры по очереди посылали то в одну, то в другую сторону поезда. Поиск был напрасным и оставалось только ждать Туапсе, а электричка шла около 5 часов.

В Туапсе мы доехали уже в темноте, было 10 часов вечера. Я еле выползла из вагона и отправилась на вокзал в поисках туалета. Воспользовавшись случаем, чуть ли не искупалась в раковине и к велосипедам пришла уже в хорошем настроении. Ночевать мы планировали за городом, в западной части. Рискнули предположить, что это будет лесопарк Кадош. Через магазин уже в полной темноте, мы поехали по Новороссийскому шоссе искать место для ночлега. От вокзала дорога оказалась запутанной, с кучей развязок и мостов. На одном из мостов мы остановились и попытались связаться с другой нашей группой и совместно что-то решить. Попытки отняли у нас время и мы решили тут же и перекусить. Поймали местного парня и начали расспрашивать его о чем-то. В суть вопроса я не вникала, меня больше позабавил их говор. У меня в универе в соседней группе учится мальчик из Туапсе и он как-то забавно разговаривает. Я всегда думала, что это его личное такое качество, но теперь я точно знала, что это был «туапсинский» акцент. Перекусив, мы направились вверх по шоссе.

Дорога шла серпантином круто в гору, я шла рядом с велосипедом, засыпая на ходу. Забрались мы достаточно далеко и наткнулись на уходящую влево дорогу. Я положила велосипед рядом с дорогой и легла поспать, пока Шома ездил на разведку. Эта дорога и в правду вела нас в лесопарк, но пускать туда почему то не хотели. Тут мы связались с другой нашей группой и решили спуститься обратно к ним, так они уже нашли стоянку и встали там. Спускаться обратно было на много веселее, но всё же не очень. Фуры выезжали из за поворота и ослепляли нас. Скоро мы нашли наших ребят, они видимо долго не парились и встали прямо у дороги, отойдя на пару метров в лесочке. Нам было уже без разницы и мы заснули под шум проезжающих фур и машин. Ночь была жаркая и душная.

9 день похода (08.05) 

Мы встали раньше ребят, так как нам надо было успеть на электричку до Сочи, а они собирались доехать своим ходом. Спустились обратно вниз к вокзалу и, зайдя в магазин, сели в вагон. Нас ждала трехчасовая поездка вдоль моря. Наконец-то мы увидели это долгожданное море!!! Вдали плавали дельфины, а пляжи были пустые. Мы вышли в Сочи и поехали в РГО, там нам предстояло провести одну ночь до поезда. Проехались почти по всему городу Сочи и выехали на курортный проспект. Местные силы ГИБДД попросили нас ехать по тротуару, мы не стали спорить и поехали вдоль проспекта. Так потихонечку доехали до РГО, где нас с радостью приняли и рассказали кое-какие правила нахождения на их территории. Бывав здесь и раньше, я заметила, что у них много что изменилось. Мы поставили палатку, перекусили и пошли купаться на море. К морю пробираться пришлось через колючки по водосточным плитам. Вдоль пляжа ездили какие-тогрузовики, старого пляжа уже не было, но нас это нисколько не смутило. Походив вдоль берега, мы выбрали место для купания и залезли в воду. Как и полагается, погода не была такой жаркой, время от времени солнце закрывали облака и становилось прохладно. Переборов в себе дрожь, мы всё-таки искупались, помылись и постирались в море. Оно было прохладным. Потом балдели, лёжа на пенках, подставив тело солнцу. Когда это занятие нам надоело, и солнце стало припекать, мы отправились домой уже через Мацесту. Идти было не далеко. Когда мы дошли до РГО с нами связались ребята, и спросили, есть ли место ещё для 12 человек. Мы были немного в шоке и сказали, что места всем найдётся. Позже они приехали тесной колонной в сопровождении двенадцати хохлов. Мы все расположились на поляне и часть группы решила отправиться в Хосту за продуктами.

До Хосты мы доехали на маршрутке, зашли на местный рынок, пробежались по магазинам, купили продукты в дорогу и отправились обратно домой. После ужина решили пойти на море посидеть с гитарой. План был удачно осуществим. Был такой заключительный вечер у моря, где мы поделились друг с другом впечатлениями о походе, попели песни.

Вечер песни завершился глубокой ночью в РГО, спали кто в палатках, кто в спальниках на крылечке.

10 день похода (09.05) 

Утром, решив, что через тоннель нас не пустят, мы поехали на поезд в Сочи. Приехали пораньше, разобрали велосипеды, посидели в кафе. Как зашли в вагон, сразу же все дружно отрубились и проспали до вечера.

По случаю праздника, мы достали гитару, пели военные песни. Шома научил нас играть в преферанс и мы любезно каждый раз проигрывали ему. Опять выходили на каждой крупной станции подышать воздухом, бегали в магазин за продуктами и остаток пути провели весело.

В Уфу мы приехали утром, меня встретили мои любимые и дорогие друзья. И не распаковывая велосипеда, попрощавшись со всеми, поехала домой на автобусе. В Уфе было так же солнечно и тепло.

Вот так прошёл наш майский поход. Мы погрузились на пару дней в летнюю и солнечную атмосферу Кавказа с его снегами и великолепными вершинами. Спасибо Кавказу за все, мы ещё не раз увидимся, ведь меня почему-то тянет туда снова и снова.

Фотографии Стаса
Фотографии Лехи
Технический отчет

 

 

 

comments powered by HyperComments

Станислав Сырыгин
2012-01-29 18:24:37
Отличный отчет, Талия молодчина, только есть пожелания, давайте добавим сюда ссылки на технический отчет, карты и треки, а также на форумную тему. http://forum.veloufa.ru/viewtopic.php?f=11&t=2161 Спасибо)) Ну и еще комментарий, что фотографии желательно как-то в тексте вставлять, хотя я понимаю, что это сложнее ;)